С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, а также с праздником всех московских святых и отданием великого двунадесятого праздника Успения Божией Матери!

День Успения для верующего человека – это идеал перехода в вечность, который был задан для нас Пресвятой Богородицей. Это благодарность Пречистой за то, что Она своею жизнью, и своею смертью, и своим воскресением являет высоту православия, торжество православия, которое открыто для каждого из нас и к которому мы призваны.

Благодарность – одно из основных свойств человека, без которого невозможно спасение. Хотим мы этого или не хотим, но благодарность есть проявление любви к тому, кого ты благодаришь. Важно то, что в благодарность нельзя играть, ее невозможно сымитировать, потому что это настолько глубинное сердечное чувство расположения, что, по крайней мере, человек не обманет сам себя, задаваясь вопросом, благодарен он кому-то или нет.

Христос говорит о том, что по природе своей человек зол: не то что с ненасытностью готов творить зло, но природа его повреждена, он замкнут на самого себя (ср. Мф. 7, 11). Человек, приходящий в мир, хочет он этого или не хочет, является эгоистом, думает только о себе и все, что ни окружает его, пытается заставить работать на удовлетворение своих потребностей – духовных, душевных, телесных и всех иных. Очень сложно разомкнуть этот круг – выйти за рамки сердечного эгоизма и научиться благодарить. Притча о немилосердном должнике, которую сегодня мы слышали, конечно, об этом (см.: Мф. 18, 23-35).

Эту притчу мы хорошо знаем. На что в ней стоит обратить внимание? Один должник задолжал десять тысяч талантов. Один талант – это десять тысяч динариев, десять тысяч талантов – это сто миллионов динариев. Заимодавец прощает весь его долг, прощает запросто, просто движением сердечным. И должник понимает, что все, что ему было прощено, может быть сравнимо с его жизнью, ему была подарена жизнь, ведь он никогда не смог бы заработать такие большие деньги и вернуть долг. Но когда его выпускают из долговой темницы, он буквально набрасывается на своего друга, который должен был ему сто динариев, то есть в миллион раз меньше, начинает его душить и требовать отдать долг.

Зачем он это делает? Он хочет этим долгом погасить долг царю, который уже ему прощен? Нет, это безумие. Христос сказал о книжниках и фарисеях: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (см.: Мф. 23, 24). Проблема «оцеживания комаров» в нашей жизни очень остро стоит.

Когда Господь нам дарует вечную блаженную жизнь, мы не можем не задуматься о том, благодаря чему это нам даровано. Но вот должник не задумался. Он был должен – ему было прощено, ведь нужно было задуматься, за чей счет было прощено. Вряд ли у заимодавца были лишние деньги, значит, он нашел какие-то резервы, которые дали возможность этому человеку быть прощенным.

Когда мы стоим перед Господом и знаем, что нам дарована вечная жизнь, задумываемся ли мы о том, за счет чего она нам дана и дарована? Учение Церкви очень просто на этот счет. Оно говорит, что Бог Отец посылает Сына Своего Единородного и Возлюбленного для того, чтобы Тот за род человеческий принес Себя в жертву и претерпел на кресте смерть. И благодаря этой дорогой цене каждый из нас имеет возможность вхождения в вечное блаженное царство.

Но, согласитесь, что от знания того, что это нам все даровано и все это мы имеем, не запросто и не сразу рождается чувство благодарности. Внимательно посмотрим в свои сердца: сколько раз и кому конкретно мы по-настоящему были благодарны, без всяких компромиссов, без всяких обязанностей, без договоренности по принципу «ты мне – я тебе»? Мы увидим, что это буквально крохи искреннего благодарения в наших сердцах.

А между тем способность благодарить, способность любить целиком «завязана» на возможности прощать наших ближних. Ответим на вопрос: скольких людей мы по-настоящему взяли и простили от сердца, так, как призывает это сделать Христос? Окажется, что очень мало, потому что мы злопамятны, помним каждую мелочь – какую там тысячу, десять тысяч рублей долга, каждую копейку помним! И если мы это делаем только внешне или, как мы говорим, по заповеди, поскольку Господь сказал делать так, сердце наше в этом смысле подобно сжатой губке: оно не собирается ничего никому прощать, оно все помнит и все припомнит в нужный момент, и накопленная обида обязательно выстрелит при каких-то неблагоприятных для человека обстоятельствах.

Господь заканчивает притчу словами ошеломляющими: «Если вы не прощаете должникам вашим от сердец ваших, то не простит вам ваших прегрешений и Отец ваш Небесный». А что значит не простит? Это значит, что никакого вечного и блаженного спасения не состоится. И поэтому сегодняшняя притча призывает каждого из нас задуматься над тем, насколько мы близки или далеки от истины, находимся ли мы в истинном православии. Критерий очень прост, он исключителен – это возможность и способность благодарить и прощать.

Аминь.