Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня Святая Церковь за евангельским чтением предложила нашему вниманию притчу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33-42). Притча эта имеется не в одном, а в трех Евангелиях. И это уже говорит о том, что она имеет для каждого из нас очень важное значение. Спаситель рассказывал ее в Великий Вторник, незадолго до Своих страданий, рассказывал, обличая в присутствии тысяч людей религиозных вождей Израиля. Притча, наверное, каждому из нас знакома, известна, но на некоторые моменты стоит обратить особое внимание.

Господь заканчивает притчу словами из псалма пророка Давида: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших?». Казалось бы, притча о виноградарях и о винограднике, причем здесь строители, не положившие при строительстве во главу дома камень по обычаю древности? И что является этим камнем, которым они пренебрегли? И как вообще строители могут камнем пренебречь, начав строить дом? Масса вопросов рождается при внимательном чтении притчи и слов Спасителя.

Итак, господин насадил виноградник и отдал его виноградарям, чтобы они возделывали его и приносили в должное время собранные плоды. Ничего не говорится о том, могли они брать эти плоды себе или нет. Скорее всего, могли, потому что Священное Писание в других местах говорит: «Не закрывай рта у вола молотящего» (см.: 1 Кор. 9, 9) или «Труждающийся достоин пропитания» (см.: Мф. 10, 9). Но все-таки нечто от плодов должно было быть приносимо господину виноградника. Однако всех посланников за плодами или средствами, которые были выручены за эти плоды, злые виноградари губили – убивали, побивали камнями.

И когда господин говорит: «Пошлю сына своего, постыдятся его», – мы видим, что важный акцент делается на стыде виноградарей, а стыд связан непосредственно с совестью. Итак, они не постыдились убить тех, кто приходил за плодами, а значит, попирали свою совесть, заглушали ее, пытались ее уничтожить, чтобы она молчала. И в этом состоянии действовали, как считали нужным, а не так, как следовало.

А что это за камень, которым пренебрегли строители, что должен быть положен в углах, и почему Господь называет виноградарей строителями? Он и каждого из нас может назвать строителем дома своего спасения. Потому что вся жизнь человека есть домостроительство, шествование по пути в Царство Небесное. Но кто как строит свой дом? Если не положить фундамента, а раньше фундаментом являлся огромный камень, к которому шла привязка всего остального дома, строителей можно назвать безумными.

Таким камнем в деле нашего спасения является совесть – это действительно камень. Она не поддается никаким уговорам, она не продается ни за что. Вложил ее в нас Господь. Есть выражение: пойти на сделку с совестью, но это выражение неверно. С совестью нельзя пойти на сделку, ее можно только заглушить, ее можно попытаться чем-то залепить, но она будет все равно жива: это камень, который не разбить, не сжечь. Но вопрос в другом: положишь ли ты его основанием в дело своего спасения или нет?

Мы должны четко понимать: дело спасения нашего, прощение грехов наших может быть обусловлено, гарантировано только одним – если мы во главу угла кладем этот камень, совесть нашу, если мы живем, как говорят в народе, по совести, если мы ее не попираем, не заглушаем, если мы не безумствуем по отношению к своей совести. Ведь безумие очень многих из нас доходит до полного абсурда. Позволяя себе нарушать заповеди по своей похоти или гордости, мы как бы говорим Господу: «Я пойду против своей совести, сделаю ради удобства шествования в Твое Царство так, как я хочу, но Ты увидишь, что этим я смогу заслужить Твое Царство». Но ведь это Царство чистой совести! И Господь молчит и будет молчать. Он знает, что есть совесть, которая будет кричать, которая будет и без Него напоминать о том, что мы попрали ее, что камень во главу угла нашего спасения не положили.

Вся абсурдность ситуации заключается в том, что спасение нам даруется исключительно за жизнь по совести, какие бы дела мы ни делали – великие или малые, славные или никому не известные. Но если «выключается» совесть, то они абсолютно ничего не значат в глазах Божиих для нашего спасения, а чаще всего являются такими делами, которые говорят против того, чтобы мы спаслись.

Величайшим примером для каждого из нас является Сам Спаситель, Который все делал по совести, ни на йоту не уклонился от исполнения воли Божией. Господь неслучайно сказал: «Кто из вас обличит Меня во грехе?» (см.: Ин. 8, 46). Он не сотворил ни единого греха. Рано или поздно мы все равно осознаем, что есть у нас свидетель – Бог, Его не обманешь, что бы мы ни делали.

Банально звучит, но чем дольше человек живет, чем ближе приближается к порогу смерти, тем больше и глубже вспоминает он все то, что сделал когда-то не по совести. Не всегда это глобальное, огромное, размером с горы или дома, это необязательно какие-то большие смертные грехи, но и самые мелочи, на которые мир вообще внимание не обратит: где-то взял чужую ручку, чужую ягодку, конфетку. Но под старость вдруг все это нахлынет на человека, и он вспомнит, и он рыдает от раскаяния. А что он сделал, казалось бы? Он не положил камень во главу угла, не старался это делать, и поэтому понимает, что много плохого сделал, хотя, может быть, никто не знал об этом и никогда не узнает.

Камень, которым часто пренебрегают строители и который был положен во главу угла, потому что он от Господа, это есть наша связующая нить со Христом. Он говорит: «Это есть дивно в очах ваших», – есть чудо Божие, есть совесть, которая вложена в человека. И если часто человеку кажется, что попрать совесть в какой-то мелочи – это ничего не значит, будем уверены, что мы ошибаемся. Тот, кто верен Господу в малом, тот будет и в большом верен. И если Господь увидит, что в малом мы Ему верны, Он нас над многим поставит (см.: Мф. 25, 23).

Будем, дорогие братья и сестры, почаще прислушиваться к голосу нашей совести, к тому незыблемому камню, который не может быть нами ни разбит, ни уничтожен, поскольку он дан нам как дар от Господа, как спасительный маяк, без которого спасение наше невозможно.

Аминь.