Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодняшний воскресный день именуется Неделей по Воздвижении.

Минувшая неделя прошла под сенью, под покровом Креста. Богослужения, молитвословия были пронизаны учением Церкви о Кресте Господнем, о том, что давал, дает и будет давать верующему человеку Крест. Весь уклад жизни церковной и уклад жизни христианина постоянно сопрягаются с памятью о Кресте: мы молимся перед ним на утренних молитвах, в течение дня, вечером, мы носим нательный крест на груди, осеняем себя крестным знамением. Для каждого из нас Крест – неотъемлемая часть жизни. Но, к сожалению, настолько он интегрирован в нашу жизнь, что мы, погруженные в суету, часто это не замечаем. И плохо, что мы мало обращаем внимание на всю важность того, что имеем в своих руках.
Сегодняшнее Евангелие от Марка содержит очень важные слова Господа, которые являются главнейшим принципом нашей жизни: «Иже хочет по Мне идти, да отвержеся себе, возьмет крест свой и по Мне гряде» (см.: Мк. 8, 34-38). Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что Господь не может никого насильно заставить идти за Ним. Тот, кто хочет, иди, того, кто не хочет, заставить нельзя. Единственное, мы знаем, что Господь через Крест вошел в Царство Божие, воссел одесную Отца и каждого из нас туда зовет, открывая нам этот путь.

А вот есть ли у нас желание идти туда или нет, во многом зависит от нас. И Господь вскрывает причины этой нехоти, Он говорит: «Если человек весь мир приобрящет, то какая польза ему будет, если Он душу свою отщетит?». Это значит, что человек весьма склонен заниматься приобретением мирских благ, но даже если ты очень многое приобретешь, никакой пользы для вечной блаженной жизни это иметь не будет.

Господь очень категорично и четко проводит водораздел: или – или. Но проблема в том, что мы эти слова Христа не слышим, нам постоянно кажется, что можно найти какой-то компромисс между служением Истине, служением Богу, и служением миру. Мы часто придумываем для себя такое устраивающее нас христианство, где, вроде бы, ты и заповеди исполняешь и в то же время мир приобретаешь понемногу, по крохам, по капле. Но это приобретенное входит не только в твою жизнь, но и в твое сердце, становится твоим достоянием, богатством, которое рано или поздно встанет стеной при входе в Царство Небесное, поскольку Христос сказал: «Сложно богатому войти в Царство Божие, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» (см.: Мф. 19, 23-24).

Эта игра в компромиссы, в то, что, вроде бы, можно служить и Богу и себе, очень опасна. Например, в пятой главе книги Деяний апостольских повествуется о супругах Анании и Сапфире (см.: Деян. 5, 1-11). Когда в древней Церкви люди жертвовали все свое имение для жизни прихода и жили одной общиной, Анания и Сапфира тоже сказали, что пожертвовали все, что у них было, но утаили от имения своего. А ведь никто их не заставлял что-то прятать: можно было дать то, что могли, остальное оставить себе.
Но они пошли на обман и сказали, что все отдали. Поиск этого внутреннего компромисса погубил их: апостол Петр открыл их обман и, слыша обличение, оба они упали замертво, поскольку допустили хулу на Духа Святого. А в чем эта хула заключалась? В том, что они подумали, что Его можно обмануть. А Бог знает все, самые глубины, не только Божественные, но и человеческие, как говорится, «до костей, до кончиков» знает нас Господь – лучше, чем мы себя знаем. Что-то куда-то спрятать, как-то попытаться обмануть, слукавить не получится.

В сегодняшнем Евангелии Господь четко обозначает тот правильный путь, которым мы должны идти. Но ведь все равно отдать все абсолютно, от всего отрешиться – мы не можем (к этому призваны монашествующие). Однако лукавить с тем, что́ мы отдали, а что́ оставили себе, мы не должны. На этом принципе и стоит покаяние, которое заключается в честном признании перед Господом того, на что я способен, а на что нет. Но нередко мы заявляем о том, что способны на очень и очень многое, и делаем, по крайней мере, пытаемся делать что-то в глазах ближних, а нам кажется, что и в глазах Божиих, но не получается.
Второе сегодняшнее Евангелие от Луки подсказывает нам, что нужно сделать для того, чтобы все получилось (см.: Лк 10, 25-29). Некий законник подходит к Иисусу и, искушая Его, говорит: «Учитель, что мне сотворить, чтобы жизнь вечную наследовать?». Здесь очень важен контекст: это событие Великого вторника, когда религиозные вожди пытаются всеми силами в глазах народа развенчать мысль о том, что Иисус из Назарета есть обетованный Мессия, Священный Царь. Поскольку они не могут прямо взять и погубить Иисуса, они должны найти нечто другое, что очернит Господа.

Это действительно искушение, это ловушка – вопрос, который ставит законник: он уверен, что Господь ни в каких школах богословских не учился. В Ветхом Завете не одна сотня заповедей дается, причем сказано, что, если хоть одну кто не исполнит, будет проклят. И вот теперь попробуй ответь на вопрос: какая большая заповедь в Законе? Законник надеется, что Иисус при ответе запутается, затянется богословский спор, и невнятность Его ответов будет мощнейшим аргументом против Него как Христа в глазах народа, ведь истинный Мессия не может не знать Закона: Он его пришел не нарушить, а исполнить (см.: Мф. 5, 17).

Но Божеская Премудрость превосходит человеческую. И Спаситель находит такую возможность ответа, которая бьет законника наповал. Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, душою, помышлением, крепостью твоею – это первая заповедь. А вторая – возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях весь Закон и пророки содержатся». Евангелие от Марка говорит, что законник был настолько покорен ответом Христа, настолько согрелось его сердце, что он прославил Иисуса как Мессию. И Господь ему сказал: «И ты недалек от Царствия Небесного» (см.: Мк. 12, 34).

Но дальше Христос спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?». Ему сказали: «Давидов». Тогда Господь им говорит: «Как же Он Давидов Сын нарицается, если сам Давид-пророк в псалме, обращаясь ко Христу, говорит: рече Господь Госповеди Моему: седи одесную Меня?» (см.: Мк. 12, 35-37). Итак, если Давид и Бога называет Господом, и Христа называет Господом – тождественными именами, то есть и Бог и Христос равны между Собою, то значит Христос может быть только Сыном Божиим, а потом уже потомком Давидовым.

Словами о том, что Христос есть Сын Божий, Господь в первую очередь хочет сказать, что истинную любовь к Богу и истинную любовь к ближнему может иметь только тот, кто правильно чтит Христа как Бога. Здесь многие вздохнут и скажут: «Слава Тебе, Господи! Чтим». Но чтить – это значит знать учение о Христе как о Боге. И здесь начинаются проблемы у верующего человека, потому что знание, учение о Христе как о Боге может дать только Святая Церковь. Причем это учение человек не может усвоить, просто полистав в течение двух часов брошюрки и книги. Нет, его нужно углубленно изучать, а изучив, христианин должен начать жить в соответствии, в согласии с тем, что он узнал из церковного учения. И только это открывает перед человеком истинное учение о Христе как о Боге, о Его Богочеловечестве, о соединение в Нем двух сущностей, Божеской и человеческой, и все остальное, то есть то, что называется христологией.

В сегодняшнюю Неделю по Воздвижении хотелось бы всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать начать изучать то спасительное учение, о котором мы говорим, пусть даже его изучение многими будет восприниматься как крест, который мы должны взять на себя, чтобы последовать за Христом. Не отнекиваться и не отбрыкиваться прежде всего в своем сознании от работы, мол, я и так все знаю – нет, это не так, а взять и начать изучать.

И мы увидим, как много для нас откроется. Мы увидим, какую большую ответственность мы взяли на себя, возложив на себя имя христианин и на свою грудь крест Распятого. Тогда в ином свете для нас откроются слова Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Это значит: что человек даст Господу за то, чтобы в Царство Божие войти? Ведь с Царством Божиим ничто не может сравниться здесь, на земле. Даже то, что нам доставляет великое удовольствие и радость, счастье, блаженство, это просто тусклый свет по сравнению с Солнцем, которое уже взошло.

Будем, дорогие братья и сестры, неленостно изучать учение Церкви о Господе нашем Иисусе Христе как о Боге. Только это даст нам возможность правильно любить Его и наших ближних. А любовь к Богу и ближним, как сказал Христос, является исключительным и необходимым условием для нашего спасения: она никогда не посрамит.
Аминь.