Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня за Божественной литургией Святая Церковь предложила нам зачало из Евангелия от Луки, которое традиционно именуется о чудесном улове рыб или о призвании первых четырех учеников (см.: Лк. 5, 1-11). Спасителя окружало огромное количество людей, жаждущих услышать от Него поучения, и Он вошел в лодку и попросил апостола Петра, который всю ночь ловил рыбу, отплыть от берега на этой лодке. И когда лодка немного отплыла, Господь начал поучать народ, открывая им законы и главнейшие принципы спасения.

А после этого Христос велел апостолу Петру поплыть на глубину и закинуть сети. Ученик ответил: «Наставник, мы всю ночь трудились и не поймали ничего, но по слову Твоему сделаю то, что Ты просишь». И по безмолвному повелению Творца мира в сети зашел такой огромный косяк рыбы, что апостолы Петр и Андрей, его брат, были не в состоянии вытащить сеть с этой рыбой. И они попросили Иакова и Иоанна, также рыбаков, помочь им это сделать. И когда всю рыбу достали, обе лодки начали тонуть. Апостол Петр в страхе упал к ногам Христа и сказал: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный». Христос ответил ему: «Отныне ты будешь ловцом человеков», – и, когда лодка пристала к берегу, рыбаки Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, оставив все, пошли вслед за Христом.

Что нам должно открыться за этим внешне простым, бесхитростным повествованием? Конечно, апостол Петр как опытный рыбак понимал, что если они, всю ночь трудясь, не поймали ничего, то делать это утром бесполезно. Но можно сказать и о другом. Мы бесконечно далеки от реалий жизни простых рыбаков, нам трудно вообразить их подвиг: они пережили ночь тяжелого, изнуряющего труда, возможно, ночь непогоды на море, пронизывающего ветра и холода, у них изможденные лица, красные слезящиеся глаза. И эта работа была напрасной – они ничего не поймали, ничего не заработали.

Если бы ночной лов был удачный, если бы они отдыхали, спали после работы, восприятие ими слов Христа было бы, наверное, похожим на наше. Но они всю ночь трудились, то есть находились на пределе сил в тот момент, когда Христос их попросил снова поплыть и закинуть сеть. Однако слово Христа, которое Он произносил перед людьми, было настолько сладостно, одухотворяюще, преображающе, что у людей происходило обновление сил. Апостол Петр, вдохновленный речью Господа, сказал: «Сделаю все, что Ты скажешь, даже если мне будет очень тяжело, невыносимо трудно, поплыву и закину сеть». На что идет апостол Петр, могут представить те, кто выполняет тяжелый физический труд: вы только что отработали целую рабочую смену, смертельно уставшие «вползаете» в квартиру, но вам говорят: вернитесь назад и еще поработайте. Это очень тяжко принять психологически. Апостолы же Петр и Андрей беспрекословно идут на это и не посрамляется их труд, их подвиг.

И здесь несколько важных моментов. Господь делает это в педагогических целях, чтобы всем – и находящимся на берегу, и апостолу Петру, и прочим ученикам Своим – засвидетельствовать то, что слово Его не просто истинное, а это слово Творца, пришедшего во плоти. Он свидетельствует истинность Своего учения тем чудом, которое происходит. Для Христа также очень важно показать в самом начале пути учеников, что труд апостольский будет происходить на пределе человеческих сил и возможностей. Да и не только, конечно, труд апостольский, но в их лице и труд спасения всякого верующего человека, христианина.

Неслучайно Христос скажет: «От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Божие нудится и только тот, кто употребляет усилие, входит в него» (см.: Мф. 11, 12). Просто так ничего само не придет, под лежачий камень вода не потечет. И вот это предельное напряжение сил, в котором пребывали апостолы, как раз и выступает важным гарантом того, что проповедь их будет не тщетна. А почему? Когда человек находится на пределе сил, трудясь в исполнении заповедей Христовых, работает важнейший принцип, который открыл человечеству апостол Павел: «Сила Божия в немощи совершается» (см.: 2 Кор. 12, 9). Кроме того, когда человек страдает плотью, он освобождается от страстей и грехов, перестает грешить, он свободен от похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, потому что стоит на острие ножа, между жизнью и смертью (см.: 1 Ин. 2, 16).

Христос говорит апостолу Петру: «Ты будешь ловцом человеков». Что это значит? Куда, во что, как он будет ловить людей? Честно ли это – ловить людей насильно, чтобы что-то с ними дальше делать? Но мы понимаем, что речь идет о спасении: апостолы ловят людей божественной сетью спасения, они заставляют людей входить в сети божественной любви. Как же они это делают?

В сегодняшнем апостольском чтении говорится о том, что апостолы совершают свой труд «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в бдениях, в постах» (см.: 2 Кор. 6, 1-10). У человека, который смотрит со стороны на то, как проповедуют апостолы, не может не дрогнуть сердце, потому что за этим открывается очень важная вещь: человек, не ищущий своего и так страдающий, может это сделать только ради Господа, Которого любит. И это есть свидетельство того, что и Господь любит их, апостолов, любит человека.

Но из сегодняшнего Евангелия мы видим и другое: Господь устраивает так, что через руки апостолов, через Церковь Свою Он совершает спасение людей. Ведь Христос как Всемогущий Бог мог бы сделать так, чтобы косяк рыбы выплыл на берег, сам выкинулся, и рыба уже могла быть готова, чтобы можно было ее взять и есть всем находящимся. И мы знаем, что бывали такие евангельские чудеса. Но Господь здесь свидетельствует о том, что апостолы являются Его руками и без этого никуда.

Для каждого из нас, кто спасения чает, думает постоянно о нем, всю свою жизнь полагает на то, чтобы войти в Царство Божие, сегодняшнее Евангелие является очень важным, потому что в определенном смысле слова каждый из нас для себя является апостолом. Ум наш является апостолом для наших сердец, а сердце – это та глубина, на которую надо заплыть и куда надо закинуть сети божественного влечения, божественной любви, и поймать то, что будет являться свидетельством того, что Господь благословляет тебя. А что может быть поймано? Пусть рассуждение об этом будет домашним заданием для каждого из нас.

Сегодня хочется всем нам пожелать, чтобы после тех земных трудов, которые приносят плод и утешают нас по-человечески, мы в своих сердцах почаще слышали слова Христа, подобные тем, что Он некогда сказал Петру: «Вот, тебе многое здесь, на земле, удалось, оставь все и иди за Мной, и Я сделаю тебя ловцом человека, самого главного для тебя человека – тебя самого».

Аминь.