С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

За сегодняшней литургией мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Луки, который традиционно именуется у толкователей золотым правилом спасения (см.: Лк. 6, 31-39). Он начинается со слов: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Для любого человека очень важно, как с ним поступают люди. Однако православное христианское вероучение настаивает на другом: абсолютно все равно, как относятся к тебе люди, самое главное другое: как ты относишься к Богу и как Бог относится к тебе.

Итак, не отношение к нам людей, а наше отношение к людям является критерием того, насколько мы находимся в истинной вере и в истинном делании на путях своего спасения. Это и есть его золотое правило.

Однако это не все: Христос, продолжая Свое поучение, очень четко обозначает, чем отличается истинная любовь к ближнему от любви эгоистичной, от любви греховной. Господь призывает верующего человека, общаясь с ближним, давать ему взаймы, не ожидая отдачи, любить своего врага, благословлять проклинающего, благотворить ненавидящему. Мы часто слышим эти слова Священного Писания, поскольку они неоднократно читаются в храме в течение богослужебного года, и нам нередко становится не по себе, мы недоумеваем: как это возможно?

Но в том-то и дело, что Господь дает нам очень важные законы не того, как здесь, в реальном мире, хорошо жить, а того, как спасаться. И далее Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете. Не осуждайте, и не будете осуждены». Вот этими словами Господь хочет помочь нам встать на стезю правильного, истинного делания, которое Он заповедует: учиться любить врагов, ненавидящих, проклинающих.

Невозможность с нашей стороны исполнить заповеди об истинной любви тесно связана с грехом памятозлобия, которое вкрадывается в нашу душу, которое живет в ней постоянно, от которого мы и сами страдаем. И от той мстительности, сопровождающей практически все наши действия, слова, взгляды, движения, нам надо отказываться. И Господь накладывает христианину вето на возможность осуждения ближних, на возможность вообще какого бы то ни было суда на предмет того, грешит ли человек против меня или не грешит, грешник он или не грешник.

Но еще более драматичный момент следует дальше. В Евангелии от Луки мы читаем слова Христа: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их <…> подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (см.: Лк. 6, 47-49).

Становится понятным, что чем больше мы откладываем необходимость учиться любить своих врагов, и благословлять проклинающих, и благотворить ненавидящим, тем дольше мы занимаемся строительством этого карточного или соломенного дома без фундамента в плане домостроительства нашего спасения. Никакого спасения ожидать нам не следует, если мы, услышав эту заповедь, не приступили к ее исполнению. Пусть каждый посмотрит в свое сердце и признается себе: любит ли он врагов, ненавидящих, проклинающих его или с мертвой точки дело даже не сдвинулось?

Конечно, заповеданная Спасителем любовь к ближнему, – идеал, к которому мы должны стремиться, и в Евангелии есть короткие притчи Христа, которые как раз об этом, и нам они хорошо известны. Господь говорит так: «Не приставляют заплаты из новой ткани к ветхой ризе, потому что сразу оторвется она и дыра еще будет больше; не вливают новое вино в мехи ветхие, потому что прорываются мехи – и вино вытекает, и мехи пропадают; никто, пив старое вино, тотчас не захочет пить новое» (см.: Лк. 5, 36-39).

И вот наше естество – это ветхая риза и ветхие мехи, а новое молодое вино и новая ткань – это как раз учение Христа о любви к ближним. И если мы займемся сейчас, находясь в ветхом состоянии, исполнением этих заповедей, то, конечно, ничего доброго не выйдет из того, что мы приступим к их исполнению.

Но вот подсказка: «Никто, пив старое вино, тотчас не захочет пить новое». Она должна настроить нас на определенный лад: тотчас пить это вино мы не захотим, то есть исполнять эти заповеди божественные, но с течением времени, именно находясь под их гнетом, под их бременем, постепенно исправляется душа и начинает чувствовать вкус к этим божественным законам спасения. Иными словами, необходимо взять на себя труд научиться любить врагов своих, проклинающих и ненавидящих, принять на себя иго благое и бремя тяжкое, о которых говорит Христос, – те иго и бремя с течением времени становятся благими, легкими и спасительными (см.: Мф. 11, 28-30).

И поэтому какие бы подвиги благочестия мы ни совершали, как бы много из учения православной Церкви и богословия мы ни знали, до тех пор пока мы не приступим к исполнению божественных заповедей, о которых мы сегодня слышали, пока мы не зададим себе необходимость достижения этих важных идеалов – научиться любить врагов своих – результатов не будет. Эти заповеди относятся ко всем нам без исключения, и пока мы не заставим себя и не научимся делать то, что просит Господь, никакого толку от того, что мы называем себя православными, не будет, потому что мы будем уподобляться лишь тем безумным строителям, которые строят дом без фундамента на песке.

Аминь.