Дорогие братья и сестры, мы совершили литию об упокоении новопреставленного нашего дорогого батюшки – протоиерея Александра. Второй день его нет уже с нами: вчера рано утром он отошел ко Господу. Отошел после осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, но несмотря на то, что он был тяжело болен, до самого последнего момента, буквально за несколько часов до смерти – с ним говорили по телефону – он оставался бодрым, жизнерадостным, жизнеутверждающим, неунывающим человеком.

Уныние, как мы знаем, это самый страшный грех. Отец Александр был одним из тех, кто никогда не унывал. Он был человеком простым и добрым, с одной стороны, он был человеком образованным, интеллигентным, очень чутким и внимательным, с другой стороны, а самое главное, он был очень верующим человеком.

Он пришел к вере в годы страшных лихолетий, безбожия. Занимаясь преподавательской деятельностью в школе и училище, он одновременно служил алтарником в этом храме. Знающие отца Александра люди говорят, что один его вид, его простота, те несколько слов, которые он иногда бросал человеку при встрече, успокаивали, утешали окружающих. Но успокаивали не в том смысле, что человек понимал, что здесь, в этой жизни, будет очень хорошо, а в том смысле, что у человека появлялась уверенность в существовании вечной блаженной жизни. Простота человеческих отношений, на которую настраивал отец Александр, позволяла окружающим его людям вслушиваться в голос Божий, который часто говорит через своих священнослужителей.

В сегодняшний день, когда мы молимся об отце Александре, за Литургией читалось евангельское зачало о воскрешении сына наинской вдовы (см.: Лк. 7, 11-16). Наверное, неслучайно сегодня мы слышали одно из немногих мест в Четвероевангелии, где повествуется о воскрешении. Конечно, несмотря на то, что Господь воскресил умершего отрока, тот рано или поздно все-таки умер, но все равно сердце верующего человека радуется при чтении таких отрывков.

Радуется, потому что воскрешение Господом человека во временную земную жизнь есть знамение вечной блаженной жизни, есть свидетельство существования духовного мира. Подобные примеры нередко встречаются в Четвероевангелии: например, при исцелении расслабленного Христос сказал ему: «Чадо, прощаются тебе грехи». А потом в подтверждение того, что Он простил ему эти грехи, у ропчущих на Него фарисеев спросил: «Что легче сделать – простить грехи или тело исцелить?». И чтобы они знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, Христос говорит расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мф. 9, 2-7). И воскрешение сына наинской вдовы – подобное знамение.

После смерти человека у живущих может создаться впечатление, что душа исчезла, растворилась в небытии, ее нет. Чтобы отмести это и подобные ему заблуждения, Христос совершает воскрешение отрока – мощнейшее свидетельство того, что после смерти человека душа содержится исключительно в руках Божиих, находится во власти Господа, ее жизнь определяется Его волей и больше ничем. Его хотение может заставить эту душу, по слову псалмопевца: «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс. 148, 5), – опять в это тело войти, знаменуя торжествующее в Боге всемогущество для жизни человека.

И поэтому для каждого из нас то, что наш дорогой священник отошел ко Господу, должно являться торжеством, ведь он готовился к этому всю жизнь, он чаял этого, подобно тому, как и каждый из нас чает «воскресения мертвых и жизни будущего века». В такие дни, как сегодняшний, для нас по-особому звучат слова апостола Павла: «Братья, не хочу оставить вас в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имущие упования» (см.: 1 Фес. 4, 15). Мы это упование имеем.

Но сегодняшнее Евангелие свидетельствует нам и о другом. Вот идет вдова: она потеряла мужа, а потом и сына – плод их любви и совместной жизни тоже ушел, все — жизнь перечеркнута, превратилась в ад, у несчастной женщины нет ни смысла, ни желания жить, ни сил. И вдруг все во мгновение ока переворачивается, все встает на нормальную стезю жизни. Почему? Потому что Христос, сжалився над ней и сказав: «Не плачь», – воскресил отрока, и все повернулось. И вот то чувство радости и благодарности, в котором, наверное, эта женщина захлебнулась, должно сопровождать и каждого из нас, когда мы обращаемся ко Господу, когда мы просим Его и о вечной жизни, и о том, чтобы Он нас здесь сподобил Своих благ земных и небесных, когда участвуем в церковных таинствах с верой непоколебимой в Его неизреченные всемогущество и милосердие, в то, что все находится исключительно в Его руках.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем молиться о нашем дорогом отце Александре, о том, чтобы Господь простил ему всякое согрешение, вольное и невольное, поскольку нет человека, который бы жил и не согрешил. Для него сейчас наши молитвы – самое главное, как, впрочем, и для каждого из нас. Аминь.