Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим сердечно за соборную молитву. В день родительской субботы мы молимся о тех, кто близок нашему сердцу: так устроен человек, что помнит только того, к кому «прикипело» его сердце, помнит с благодарностью, помнит с радостью, помнит с любовью, с печалью. Такой человек молится сердцем.

Выражение «не поминайте лихом», наверное, в первую очередь о молитве, в том числе молитве об упокоении. Когда мы молимся по обязанности, по принуждению, часто имена усопших проскакивают скороговоркой – это и есть «поминать лихом». Но верующий человек знает, что все абсолютно в руках Господних и Он воздает нам не за наши труды и подвиги, которые мы несем, в том числе молитвы, которые совершаем, а за наше смирение. Наша молитва может быть услышана только в одном случае: если мы это делаем искренно, делаем по велению своих сердец в память дорогих нам людей.

По великому милосердию Божию совершается великое чудо: когда человек, часто грешный в глазах очень многих, переступает порог вечности, по молитве об упокоении Церкви и христиан, то есть собора молящихся, Бог прощает ему грехи, ослабляет его мучения. Уже на заре христианства великие церковные учителя говорили о том, что соборная церковная молитва может вывести человека даже из ада. Но происходит это потому, что мы перед Господом смиряемся, творим дела милосердия в память о наших усопших близких, и Он по любви исполняет просимое.

Но чем больше молится человек об упокоении своих усопших сродников, тем глубже он задумывается о том, что и ему надлежит когда-то умереть, хочет он этого или не хочет, верит он в это или не верит: он все равно знает, что это случится. И очень важно не отбрыкиваться от этой мысли, а именно войти в эту мысль, войти в это рассуждение, сделать ее доминантой своей жизни и стараться жить так, чтобы смерть настигла нас не врасплох, но подготовленными.

Человек, живущий на берегу моря, знает, что море бывает тихим, ласковым, солнечным, но бывает и бушующим, смертоносным. Этому человеку говорят: рано или поздно вода выйдет из берегов и затопит все, не оставит ничего, все поглотит пучина, есть один способ выжить, избавиться от этой страшной великой воды. Вот стоит около берега большой корабль, нужно сейчас зайти в него, отказаться от жизни на берегу и жить на этом корабле по его законам. Тогда вне зависимости от того, что будет с водой, ты будешь жить всегда, благодаря этому кораблю спасешься.

Конечно, непросто человеку решиться пойти на этот корабль и больше уже на сушу не спускаться. Нужно быть очень дисциплинированным и смиренным, но самое главное – нужно захотеть иметь гарантию того, что вода тебя не затопит, не уничтожит. Этот корабль – Церковь Христова, и она говорит, что рано или поздно смерть потопит всех, не останется никого, кто бы избежал этой «воды», но кто хочет спастись – войди в Церковь Христову, стань ее членом, живи по ее правилам и больше в мiр не выходи. Это тяжело, это непросто, но, к сожалению, никакого другого пути спастись у человека нет, ничего больше не дал Господь.

Неслучайно Он говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». И к этим словам добавляет: «Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи, не в Твое ли имя мы пророчествовали, не Твоим ли именем бесов изгоняли и чудеса творили? И Я отвечу им: отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, Я никогда не знал вас» (см.: Мф. 7, 21-23). Казалось бы, человек такие великие чудеса совершает, помимо того, что «Господи, Господи» говорит – мы и сами умеем так делать – а Господь его проклятым называет и говорит: «Иди в огонь вечный». Почему Он не знал никогда тех, кто Его именем великие чудеса творил?

Оказывается, для спасения нужно не только знать, что ты должен делать, но еще и волю Господню исполнять. По словам Христа, только тот, кто исполняет волю Отца Его, войдет в Царство Небесное. И эта воля начинается с самого простого, с простейших заповедей. Но нам не всегда бывает просто это принять, потому что мы подобны человеку, который на суше видит корабль, но еще не наигрался в жизни, и он постоянно то забежит на корабль, то сбежит с него, то хочет порезвиться в нем, то опять спускается на берег и живет, как ему хочется. И поскольку море стоит неподвижно, огромная вода не находит, человеку кажется, что этого никогда и не произойдет и он так и будет бегать то на корабль, то на берег. Но Господь говорит, что никто не знает, когда придет судный час, ни ангелы, ни Сын, но только Отец Небесный (см.: Мф. 24, 36).

Молясь об упокоении, мы входим в эту глубину измерения жизни и знаем о том, что за плечами у человека стоит смерть и исключительно от нас самих зависит, спасемся ли мы или нет. Потому что все необходимое для спасения Господь дал и нужно только начать исполнять Его святые заповеди, нужно начать с малого. Ведь Он говорит: «Если в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (см.: Мф. 25, 23). Внутренняя дисциплина приобщает человека к духовной жизни – пришел вовремя на службу, отключил при входе телефон, не разговариваешь в храме, вслушиваешься в тексты богослужения со вниманием, молишься. Это, конечно, малое.

Главнейшее же условие спасения четко обозначено самим Христом в VI главе Евангелия от Иоанна: здесь Господь многократно говорит о том, что причащение является наиважнейшим, необходимейшим условием вхождения в жизнь вечную. Только постарайся сделать так, чтобы причаститься не один лишь раз в течение долгого времени и не на бегу, сделай так, чтобы Евхаристия стояла в центре твоей жизни и все, что бы ни происходило в ней, было бы вокруг Евхаристии, было бы подготовкой ко вхождению в теснейшее общение с Господом через причастие. Вот тогда действительно можно будет сказать, что есть гарантия того, что в вечности ты будешь не в аду, а с Господом.

Будем, дорогие братья и сестры, непрестанно молиться об усопших наших сродниках от сердца нашего, не будем поминать их лихом и, молясь о них, будем помнить и о себе и стараться делать все, чтобы быть нам со Христом, чтобы когда-то и нас Он со святыми упокоил.

Аминь.