Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь предлагает нам известную притчу о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки (см.: Лк. 16, 19-31). Она начинается со слов: «Человек же некий был богат…», – и представляет собой образ того, что человек испытывает, находясь за порогом смерти.

По какому поводу Христос рассказал эту притчу? Ведь просто так Господь ничего не говорил, всегда был какой-то повод, хотя, может быть, для нас неочевидный. Внимательный читатель увидит, что Христос в присутствии многих людей – учеников, народа, недоброжелателей – сначала рассказал притчу о блудном сыне, о милосердии Отца Небесного. Потом притчу о неверном домоуправителе, которая настраивает человека, живущего на земле, серьезно задуматься о том, что’ он делает, что’ имеет в своих руках, что’называет богатством и его ли это богатство. Притча заканчивается призывом: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (см.: Лк. 16, 9). Конечно, это слова о том, что в вечности человек будет принят в обители небесные только в том случае, если он будет делиться с другими тем, что имеет.

Евангелист Лука пишет, что находились там и фарисеи, которые были сребролюбивы по природе своей, и они смеялись над Христом, то есть высмеивали Его, издевались над Ним, над теми словами Жизни, которые Он произносил. И тогда Христос обратился к ним: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.» (см.: Лк. 16, 15). Затем Он сказал, что нельзя работать Богу и маммоне одновременно, и вот после следует притча о богаче и Лазаре. Нам важно понять, что’ такое мерзость перед Господом и что’ высоко перед Ним.

Мерзость перед Господом – в первую очередь, сребролюбие, захватывающее, захлестывающее сердце человеческое, возводящее его на высокую степень недостоинства перед Господом. Почему? Потому что оно закрывает перед человеком возможность истинной любви к Богу и ближнему, делает его циничным, жестоким, неспособным на помощь другим и замыкает исключительно на себя. Что значит сребролюбивый человек, зачем ему это серебро, зачем ему это богатство? Конечно, он в мечтах воображает, что бы мог на это богатство купить и как бы он мог красиво за счет этого богатства жить. Псалмопевец говорит: «Приклони, (Господи) сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство» (см.: Пс. 118, 36). Страшный момент.

Чем заканчивается подобная любовь к деньгам, это и показывает нам притча о богаче и Лазаре: человек, имеющий полный достаток, не мог даже крохами поделиться с тем нищим, который лежал у ворот его дома, полностью им пренебрегал, хотя был в курсе ситуации – позже выясняется, что богач даже имя его знал и назвал Аврааму. Но только когда попал в ад, богач восстенал и понял, что очень глубоко ошибался. А еще понял, что уже поздно: ничего абсолютно он исправить не может.

Но важно другое: когда он признал свою неправоту, тотчас как будто завеса спала с его сердца и он озаботился любовью к ближним – стал печься о своих братьях и просить Авраама послать Лазаря к ним, чтобы те покаялись. Что значит покаялись? Исправили жизнь, которую вели, также страдая сребролюбием. Но Авраам на это ответил: они имеют Писание – Моисея и пророков, если Моисея не послушают, то даже если кто из мертвых воскреснет, никакой абсолютно это пользы не принесет – братья богача не поверят.

Опираясь на эту притчу, нам следует задаться вопросом: на каких путях способен исправиться человек? Сказать, что кто-то из нас избавлен от греха сребролюбия, было бы дерзновенно. Всякий страдает этим, всякий мечтает скопить деньжат и что-то приобрести такое, отчего сладко бы стало в жизни, чтобы жить и наслаждаться, в общем, «на вся дни светло», как этот богач.

Господь притчей очень четко свидетельствует, что только знание слова Божия, в первую очередь Четвероевангелия, и жизнь в соответствии с этим знанием может гарантировать исправление человека. Не фарисейское исправление, которое имеет целью казаться праведными перед людьми, а такое, которое может сделать сердце твое не мерзостным перед Господом. Очень жесткое слово, страшное слово, но евангелист Лука его употребляет, чтобы четко верующему объяснить, как это страшно – с мерзким сердцем ходить перед Христом.

Однако проблема часто заключается в том, что современный образованный человек, видя книгу, которая называется Четвероевангелие, – она небольшая, её всю можно прочитать очень быстро– думает: «Что тут читать? И узнавать нечего. Что она может дать особого, до чего я сам своей дедукцией не дойду?». Но, оказывается, нет.

Священное Писание – это непростая книга. Откуда она появилась? Ведь не упала же с неба, ведь ее не написали от нечего делать какие-то ученые, сидящие в кабинетах и думающие, что бы еще написать, чтобы степень какую-нибудь кандидатскую или докторскую заработать? Священное Писание – это часть Предания Церкви. Писание родилось в недрах Церкви.

На заре христианства священномученик Киприан Карфагенский писал так: без Церкви нет спасения. Священномученик Иларион Троицкий, архиепископ Верейский, повтори тезис сщм. Киприана, выразил суть того, что есть Священное Писание для нас, такими словами: оно является собственностью, имуществом Церкви, Церковь создала Священное Писание в себе и для себя, чтобы научить своих чад спасению. А это значит, что вне Церкви понимать правильно Священное Писание никому не представляется возможным, не сможет человек это сделать. Это возможно только для тех, кто живет церковной жизнью, соблюдая и уставы, и правила, и нормы, а самое главное, те нравственные требования к жизни, которые предъявляет Церковь к человеку. Именно за этим стоит и исправление сердец наших, которые могут быть перед Господом не мерзостными, но чистыми и достойными вхождения в Его Царство.

И поэтому в такие дни, как сегодняшний, когда мы слышали притчу о богаче и Лазаре, наполненную драматизмом и в то же время торжеством, Святая Церковь еще и еще раз заставляет нас задуматься, насколько мы знаем Священное Писание, насколько мы его любим, насколько хотим соизмерять жизнь свою с тем, что оно предлагает нам. Хочется всем нам пожелать, чтобы мы неленостно трудились на ниве изучения Слова Божия, которое есть книга Жизни, чтобы эта книга стала книгой нашей личной жизни.

Аминь.