С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день мы с вами слышали повествование из Евангелия от Луки об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом гадаринского бесноватого (см.: Лк. 8, 26-39). Беспрецедентный случай в истории человечества – евангелисты Лука и Марк подробно описывают эту лютую болезнь: бесноватый кидался на камни, был скован цепями для своей безопасности, но разрывал их, жил в гробах, постоянно был гоним бесом в пустыни.

Причина болезни ясна: его душа вместила нечистую силу, в него вошел легион бесов, по их собственным словам, и они поработили его волю, руководили его действиями. Но несмотря на всю злобу и ненависть бесов к человеку и Богу, когда Спаситель пришел в Гадаринскую страну, бесноватый упал Ему в ноги и тем самым исповедал, что Христос – Творец всяческих, Ему поклоняется всякое колено и небесных, и земных, и преисподних (см: Флп. 2, 10).

После исцеления бесноватый в здравом уме, одет и находится при ногах Иисуса. И когда он понимает, что Христос сейчас покинет пределы этой страны и неизвестно, будет ли еще у них возможность встретиться, то просится пойти вместе с Господом, чтобы быть постоянно с Ним. На что Спаситель отвечает ему: «Пойди в селение твое и поведай людям, что тебе сотворил Бог». Писание говорит, что бесноватый, получивший исцеление, исполнил этот наказ.

В финале повествования для многих из нас заключается важный урок. Мы, конечно, слава Богу, не можем представить себе, что чувствует бесноватый человек, когда в его глубинах сердечных, в его естестве орудуют бесы. И не приведи Господи, как говорят в народе, чтобы кто-то это испытал. Контраст очень велик: бесноватый человек, будучи таким ярым и лютым болящим, пережил страдание, а потом вдруг был исцелен – в его сердце, в его естестве, в его жизни взошло Солнце правды, озарило его. Он купался в этом Свете, он захлебывался в благодарности и в радости от того, что сотворил ему Христос. И, конечно, когда он понял, что Виновник его счастья, блаженства покидает пределы страны, он готов был сделать все, чтобы пойти за Христом.

Святые толкователи видят в этом желании следовать за Христом еще одну причину, она эгоистичная: человек понимает, что если сейчас Христос уйдет, то бесы опять примутся за него. И вот этого он, без сомнения, больше всего в жизни не хочет, он этого страшится. Исцеленному хотелось всегда быть со Христом, чтобы Господь немедленно его защищал, оберегал, покрывал, избавлял от всяческих бед и напастей. Но Господь дает ответ: «Пойди и возвести в селении твоем, что сотворил тебе Бог». По сути дела, Он говорит о другом: «Неважно, со Мной ты или не со Мной, самое главное, чтобы ты творил Мою волю. Если ты будешь ее творить, Я буду всегда с тобой».

И нам очень хочется, чтобы так было в нашей жизни постоянно. А ведь это осуществить очень просто – достаточно творить Его святую волю, тогда можно дать стопроцентную гарантию того, что Господь будет с каждым из нас всегда. А если творить свою волю, эгоистичную, греховную, злую, тогда, где бы ты ни находился, даже под крылом у Христа, ничего не поможет. Евангельские примеры свидетельствуют это: ближайший ученик Иуда предал Христа, а те, кто не был с Христом, но творил Его волю – Никодим, Иосиф Аримафейский – были под покровом Господа. Нужно очень стараться, чтобы воля в нашей жизни, но не наша, а Христова, совершалась.

Сегодняшнее апостольское чтение из Послания к Галатам тоже об этом (см.: Гал 2, 15-20). Апостол Павел говорит, что он умер законом для закона. Ведь закон обещал человеку, что, если хоть одна из его заповедей не будет исполнена, человек будет проклят, то есть подлежит смерти. Поскольку никто не мог закона исполнить, то все, конечно, подпадали под проклятие и умирали. Умирали для закона. Но, умирая для закона, по дару Христа оставались жить для Бога. Апостол Павел говорит так: «Живу уже не я, но живет во мне Христос».

И нам следует постараться сделать так, чтобы в нашей жизни жили уже не мы, а жил в нас Христос, и мы творили бы в жизни благие деяния как бы вместо Него. Тогда мы точно будем всегда с Ним, и Он будет с нами.

Исполняя Его святую волю, мы будем освобождаться от всего того, что связано с наваждением нечистых бесовских сил. Нет человека, который был бы избавлен от их влияния, – так устроил Господь, чтобы мы не расслаблялись, это своего рода воспитательный процесс. Уже на заре христианства церковные учителя задавались вопросом: почему Господь не уничтожил бесов, не послал их в бездну? Ответ такой: чтобы мы становились духовно более искусными, чтобы был у нас стимул сподвигаться ко спасению блаженному, а не просто жить здесь, на земле.

Сподвижение ко Христу не следует из того, что все у нас в земной жизни хорошо, от этого мы вряд ли становимся лучше. Так устроен человек, что в покое и достатке он расслабляется, забывает о Боге, не нужен ему Бог. Но именно через скорбные обстоятельства мы начинаем просыпаться, задумываться, откуда вдруг на ровном месте буря случилась. Завистник рода человеческого действует, и мы знаем, что не только внутри, но часто и извне злоба, ненависть, раздражительность, похоть захлестывают нас. Источником их может быть не человеческое естество, а стрелы вражии, которые вбрасываются в нас от диавола.

Исполняя волю Божию, в момент ее исполнения мы о думаем о Боге, предстоим перед Ним, мы заслоняем самих себя, ограждаем, как стеной необоримой, Божественной силой от бесовского влияния.

В сегодняшний день, рассуждая об исцелении гадаринского бесноватого, хочется всем нам пожелать, чтобы мы в жизни духовной не расслаблялись, чтобы мы всегда помнили о том, что нас окружают не только святые ангелы, но еще и падшие духи, которые всячески, с жаждой, с ненасытимостью желают нашей погибели. Ее мы избежим, только если Христос будет с нами, но для этого есть одно условие: мы должны обязательно исполнять не на словах, а на деле Его святую волю.

Аминь.