Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, также с днем начала предпразднства Рождества Христова, Неделей святых отец и памятью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сегодня Святая Церковь вспоминает всех тех, кто своею плотью и кровью, верою, благочестивым образом жизни послужил тому, чтобы в мир пришел Бог, чтобы Бог мог стать плотью, смог стать Человеком.

Мы с вами сегодня слышали первое зачало Евангелия от Матфея, зачало всего Четвероевангелия, с которого и начинается Благая весть (см.: Мф. 1, 1-17). Достаточно пространное перечисление родов – 3 периода по 14 родов есть в родословии Господа – свидетельствует о том, что для Бога живы все, Бог не может никого забыть, особенно тех, кто по-настоящему подвизается в деле богоугождения, верит, ждет Мессию и чает своего спасения.

Имена людей, которые мы слышали сегодня, особенно запечатленные в книгах Царств или Паралипоменон, очень важны для нас. Не всегда люди эти жили благочестиво, но важно то, что в конце жизни перед смертью они покаялись в том, что уничижали Божественную благость, давали слабину в вере. За этот подвиг покаяния Господь вписывает их в книгу Жизни. Это важное свидетельство того, как мы должны жить, о чем мы должны думать, потому что понятие книги Жизни существует в православной вере. Это книга, в которую вписываются имена тех, кто будет вечно царствовать и блаженствовать с Господом. Важно понимать, что после того, как Бог пришел в мир, все практически зависит от нас самих, ведь все необходимое для спасения нам дано.

А после перечисления имен мы слышим начало торжества, входящего в нашу жизнь и в жизнь Церкви, торжества Рождества Христова: «Иисус Христово Рождество сице бе», – что означает «было так Рождество Христово», хотя повествуется не о событиях Рождества, а о том, что случилось накануне (см.: Мф. 1, 18-25).

И это тоже очень поучительный отрывок: мы видим, какое сильное искушение, потрясение проходит праведный Иосиф-обручник. Согласно древнейшему преданию, Иосифу было больше 80 лет, когда ему была обручена Богоотроковица Дева, которой было 14. Эта Дева возросла в храме и навыкла собеседованию с ангелами, Сама имела ангельский вид. И мы понимаем, как Иосиф берег Ее девство, поскольку Она дала обет Богу быть безбрачной до конца жизни. Какое же сильнейшее искушение нашло на Иосифа, когда он увидел, что Дева ждет ребенка, ведь они еще не вступили в законный брак! Но Иосиф всей своей жизнью подготовился к этому событию – Писание не случайно именует его праведным: это дало ему возможность выстоять в этом сильнейшем соблазне.

Согласно иудейским законам того времени, Иосиф должен был опозорить Деву, выгнать Ее, он даже мог побить ее камнями. Но Иосиф поднимается над ветхозаветной праведностью на уровень праведности новозаветной: он не решается засвидетельствовать перед самим собой то, что Дева сделала какое-то зло. Поскольку он не видел и не знал этого сам, он решается отпустить Ее, то есть расторгнуть брак. Но тотчас ему является Ангел Господень, Бог вмешивается в судьбы пришествия в мир Богочеловека и, обращаясь к Иосифу, успокаивает его, напоминая ему пророчество «Се, Дева во чреве приимет».

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот отрывок, спрашивает: а почему молчала Дева? В момент Благовещения Ангел Господень открыл Ей о том, что Дух Святой найдет на Нее, сила Вышняго осенит Ее и рождаемое Святое Дитя Сыном Божиим наречется. Она могла сразу пойти к Иосифу, открыть ему эту великую тайну, но Она так не поступает. В этом сказывается мудрость Девы и мудрость Божественная, потому что Бог не всем и не сразу доверяет Свои откровения. По словам святителя, если бы Дева сказала об этом сразу, то ввела бы в еще большее смущение Иосифа, потому что речь идет о тайне, о том, чего никогда не было. Иосиф не мог даже предположить, что такое может случиться. Но это случилось.

В этом смысле мы должны быть внимательны ко всему тому, что пытаемся в жизни осуществить как верующие люди: не всем и не без разбору открывать Божественную тайну, изливать на людей ту, как нам кажется, благодать, которую мы сами почувствовали. Ближние не всегда способны ее принять: от преждевременной поспешности, говоря словами притчи, могут лопнуть ветхие мехи и вино прольется, может разодраться ветхая риза и будет дыра еще больше. Не всегда человек в состоянии понести Божественное откровение, к которому он еще не готов, но которое уже существует. И этот очень важный принцип евангельский – не соблазнять человека – начинает действовать в самом начале Евангельской истории.

День святых отец – это особый день в жизни Церкви, он вводит нас в праздник Рождества, не только как церковного праздника, но и самого по себе события. И каждому из нас следует задаваться вопросом: а что для меня значит этот праздник? Вообще значит ли он что-то для меня, кроме простой земной радости и утехи, которые с ним обычно в нашей жизни связаны?

Событие Рождества Христова уникально в истории человечества: такого никогда не было и никогда больше не будет. Бог Своим всемогуществом устраивает так, что такое событие было, случилось только единожды. Праздник Рождества – это начало нашего спасения, событие, о котором, с одной стороны, Церковь говорит достаточно внятно и четко, но, с другой стороны, призывает человека всю жизнь пытаться в него проникать.

В церковном славословии читаем: «Еже от века утаенное и Ангелом несведомое таинство». Если даже Ангелам оно было неведомо, то и мы просто так не можем его понять. Неслучайно апостол Павел на заре христианства сказал о Рождестве Христовом, что это есть «великая благочестия тайна» (см.: 1 Тим. 3, 16). Эта тайна нашей верой принимается. И если событие Рождества не приносит нам радости, утешения, нужно стараться над собою поработать, чтобы оно вошло в нашу жизнь, стало неотъемлемой ее частью, было поставлено во главу угла нашего вероучения и спасения.

Сегодня мы прославляем святого праведного Иоанна Кронштадтского, великого угодника Божия, чудотворца, который всей своей жизнью и трудами учил верующих людей правильно жить. Есть много святых, которые оставили нам свои творения, некоторые из этих писаний великих церковных учителей можно уподобить вкусным снедям на пиру, другие – прекрасным напиткам, которые сопровождают обильную праздничную трапезу. А писания отца Иоанна можно уподобить чистейшей воде, которую пьет жаждущий человек. Рассуждения отца Иоанна не всегда вписываются в каноны писаний богословских: его труды отличает простота и констатация, часто без выводов.

Отец Иоанн Кронштадтский боролся с ленью духовной в человеке, сам был подвижник: мало спал, немного ел, постоянно был в разъездах, на богослужениях. Он восставал против того, что человек духовно ленится и часто этой ленью старается прикрыть другие свои слабости – это вызывало в нем праведный гнев. Отец Иоанн мог прийти к больному человеку и, понимая, что он выздороветь не может из-за того, что духовно сдался, опрокинуть стол с лекарствами, выбросить все, поднять человека на ноги и заставить его выздороветь. Конечно, это была сильнейшая молитва, это было великое чудо Господне, которое совершалось по молитве Иоанна Кронштадтского. Он давал человеку возможность увидеть в себе силы духовные и понять, как опасно духовно расслабляться, лениться, как часто ленимся мы.

Отец Иоанн Кронштадтский – это великий пастырь и подвижник благочестия, слова которого являются отблеском его чистейшей души. Сегодня, прославляя отца Иоанна, будем молиться, чтобы он своею верою, своим ходатайством, примером и писаниями учил нас, что нужно сделать, чтобы мы были достойными носителями имени Христова и русского православия.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры, желаем всем эту неделю провести в истинной духовной подготовке к Рождеству Христову!