С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали евангельское зачало об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом иерихонского слепца (см.: Мк. 10, 46-52). Конечно, для верующего человека слепота физическая всегда является образом слепоты духовной. Учение Церкви говорит, что в мир мы приходим слепыми духовно и прозреть нам помогает только спасительное учение Господа, которое открыто через Священное Предание и церковные Таинства, через работу над собой, через исполнение заповедей Божиих.

В евангельском повествовании мы можем обнаружить некоторые важные принципы духовного прозрения. Христос идет на страдания в Иерусалим, и уже очень многие знают о том, Кто Он – истинный и обетованный Мессия. Окруженный толпами людей, Он приходит в Иерихон. При дороге сидит слепец, который, слыша шум толпы, спрашивает о причине шума. Ему отвечают: «Идет Иисус Назарянин, Сын Давидов». Тогда вскакивает слепец и начинает кричать во все горло, в Писании мы находим более смягченный вариант: «Возопил велиим гласом: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!».

Это заставляет нас задуматься о том, как по-разному люди просят у Бога помощи. Слепец делает это, никого и ничего не стесняясь: есть человек и есть Бог, человек знает, что он сотворен Богом, и обращается к Нему без оглядки на окружающих.

Конечно, Спаситель останавливается и просит подвести слепца. Это образ того, что Церковь подводит всякого человека ко Христу, способна подвести, только бы человек сам изъявил желание получить вспоможение от Господа. Но не сразу Господь исцеляет слепца, а спрашивает его: «Чего ты хочешь?». Тотчас следует ответ: «Чтобы мне прозреть». Но часто ли так бывает с нами? Вот Церковь подводит нас ко Христу, и, в общем-то, мы понимаем, что окружающими обстоятельствами Он спрашивает и каждого из нас: «Чего ты хочешь?». Но кто из нас ответит Ему, что перво-наперво хочет духовно прозреть? Ведь мы просим у Господа чего угодно, но только не этого.

Какое же откровение дарует человеку духовное прозрение? Вот апостол Павел прозрел. В сегодняшнем Послании он говорит о себе, можно сказать, самые великие слова, которые дано было сказать человеку: «Господь пришел в мир грешников спасти, от которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной». И дальше из уст, из сердца апостола Павла изливается славословие в адрес Господа: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (см.: 1 Тим. 1, 15-17).

В данном случае духовное зрение открывает человеку правду о нем самом. В перспективе спасения это то, что человек перед Богом грешник, и последний грешник. И, наверное, только усвоив в этой жизни такое мироощущение, можно смело шествовать прямиком в Царство Божие. Если такое мироощущение даст крен, куда-то в сторону будет уводить, то мы можем заниматься чем угодно, но только не спасением. Вопрос Христа, что мы хотим от Него, не сподвигнет нас просить прозрения духовного.

Получив исцеление, бывший слепец становится преданным учеником и славословит Господа, и люди прославляют Бога за великие дела. С физическим зрением приходит и духовное зрение – ему открывается правда о мире и о нем самом, и он понимает, что без Христа уже нельзя. Множество подвижников благочестия также просили у Господа духовного прозрения и, когда получали, становились Его преданнейшими учениками.

Одним из них является преподобный Антоний Великий, память которого мы сегодня совершаем. Он родоначальник монашества, который оставил все по зову Христа: «Тот, кто хочет быть со Мной, да возьмет крест свой и идет за Мной» (см.: Мк. 8, 34).

Та высота, та степень совершенства, на которую взошел преподобный Антоний Великий, обиловавший величайшими чудесами и дарами, недосягаема. У нас есть немало изречений преподобного, большинство из них были обращены к тем, кто подвизался в пустынях Египта. Многие заповеди преподобного Антония, адресованные монахам, братии, могут смутить нас, мирских людей. Неслучайно святые отцы считают, что для живущих в миру, для насельников в общежительных монастырях, для тех, кто подвизается в одиночку, лучше читать литературу, написанную святыми подвижниками специально для них, подходящую к их условиям и образу жизни.

У преподобного Антония Великого было духовное зрение, он неоднократно имел величайшие видения от Господа о судьбах мира. Однажды он дерзновенно спросил у Бога: «Почему одни богатые живут долго, а бедные в нищете быстро умирают, почему заболевают и умирают дети?». И получил ответ: «Антоний, внимай себе, это все судьбы Божии и знать не будет полезно для твоей души». В другой раз он увидел сети диавола, разбросанные по миру, и, ужаснувшись их количеству и изощренности, спросил: «Господи, кто же может избежать этих сетей?». И ответ пришел: «Только смиренномудрый, сети эти даже не прикасаются к нему».

Мы могли бы взять на вооружение и следующие слова святого: «Прилежите в чтении Писания, это избавит вас от порочной жизни». Или такое изречение: «Самое великое в мире нечестие, выше всех других нечестий – это нанести скорбь ближнему и надмеваться над ним». А что такое нечестие? Это действие человека вопреки тому, что он понимает, что так делать нельзя. А как можно оскорбить ближнего? Да как угодно – словом, делом, равнодушием, можно физически, можно морально. Но святой говорит, что выше нет нечестия, чем оскорбить ближнего и надмеваться над ним, – вот что открывает человеку духовное прозрение.

И когда мы просим Господа, чтобы и нам прозреть, то хотим, чтобы в нашей жизни все было по-Божиему, чтобы мы могли действительно идти путем спасения, он для нас дорог. У многих духовное зрение открывается сейчас при виде происходящего вокруг: беды, катаклизмы, эпидемии многих ставят на место. Люди стали задумываться о смерти. Один современный поэт говорит так: смерть меня перестала страшить, я вдруг осознал, что до меня это делали миллиарды и после меня это будут делать миллиарды. Но это когда мы смотрим со стороны на кого-то, а как оно внутри? Чтобы перестала смерть страшить, нужно встать на путь истинной добродетельной жизни. И тогда действительно станет ясно, что, как сказал один подвижник благочестия, смерть – это только страх Божий и больше ничего.

Очень хочется пожелать, чтобы мы старались прийти в осознание этих простых истин, которые открывают нам через уста Церкви и апостол Павел, и преподобный Антоний Великий, и многие другие подвижники благочестия. Если будет так, значит, мы воистину ищем Царствия Божия, а все остальное пусть приложится нам.

Аминь.