С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! 

Сегодняшний воскресный день именуется Неделей о Страшнем Суде (см.: Мф. 25, 31-46). Мы с вами слышали повествование из Евангелия от Матфея, где Господь в очень простых и четких словах говорит о том, как будет происходить Страшный Суд, когда Он придет в Славе Своей. Это будет Второе пришествие, и все народы земли, которые жили раньше и которые доживут до этого момента, будут представлены пред Царем, Владыкой и Судией.

Мы все знаем это повествование: в нем говорится о том, что все человечество будет поделено после суда на две большие группы – тех, кто пойдет в рай, и тех, кто снизойдет в ад. К сожалению или к счастью, никакой третьей, или четвертой, или пятой группы не будет. Есть у человека только две возможности: или спастись, или погибнуть. И те, кто спасается, прославляются Христом за дела милосердия: они посетили тех, кто находится в больнице, в темнице, они напоили, накормили тех, кто жаждал и голодал, одели тех, кто был наг. А осуждаются Христом люди исключительно за то, что они не имели дел милосердия, не проявляли его. 

Поставим вопрос: что за этим милосердием открывается, почему именно оно выступает критерием нашего спасения или нашей погибели?

Христос свидетельствует: когда человек творит добро ближнему своему, он творит добро Его меньшему брату. Это значит, что Христу от нас нужно только одно – любовь к Нему, ко Господу нашему Иисусу. Он просит нас пойти в больницы, в темницы, напоить, накормить нуждающихся не для того, чтобы мы что-то механически сделали – кому-то что-то дали, помогли, подсобили. Нет, это нужно исключительно для того, чтобы мы посмотрели в глаза этим несчастным страждущим людям. И когда взгляды встретятся, обязательно дрогнет сердце от той боли, которая безмолвно будет смотреть на нас глазами этого человека. 

Христос хочет, чтобы мы проявили любовь. Удивительно, но те заповеди, которые дает нам Господь, которые Он обозначает как самые главные, важные и в каком-то смысле достаточные для того, чтобы в спасение войти, не требуют от нас никаких из ряда вон выходящих талантов. Христос не просит нас летать в космос, быть искусными шеф-поварами, выдающимися учеными, инженерами, богословами или еще кем-то. Он просит нас самое простое сделать и говорит, что это есть условие нашего спасения и это учение о нашем спасении.

Проблема заключается в том, что мы часто по своей гордости эти элементарные заповеди даже замечать не хотим. Нам как раз хочется сотворить что-то из ряда вон выходящее для того, чтобы спастись. И здесь мы сами для себя строим страшную ловушку, потому что Бог, во плоти пришедший, сказал, что нам нужно делать для спасения, а мы придумываем для себя какое-то другое учение о спасении, свое собственное. И вместо того, чтобы пойти с кем-то поделиться, кого-то посетить, обогреть, мы для себя придумываем подвиги христианские, которые чаще всего нас самих душевно расстраивают и не приносят абсолютно никакой пользы. 

Мы живем как будто на другой планете: Христос на одной, а мы на другой. Он нам говорит: делайте так, а мы говорим: нет, Господи, мы будем делать совсем по-другому, потому что нам так кажется, что мы, совершая эти для себя придуманные подвиги, будем спасаться. Но истина проста: мы можем делать все, что угодно, и можем называть делами спасения все, что хотим, но никакого спасения от того, что мы будем делать, не произойдет.

Но на Страшный Суд придет Господь во славе Своей и спросит каждого из нас: ну как, сложно было сделать то, о чем Я тебя просил? Что ты скажешь в ответ? Конечно, это было не сложно. А что же ты не сделал? – скажет Христос. Что мы на это ответим? Святые отцы говорят так: неисполнением заповедей Христовых мы оскорбляем Господа. Казалось бы, исполнил – прославил Господа, а не исполнил – просто не исполнил. Всегда можно найти себе оправдание. Но нет, если не исполнил заповедей, то оскорбил Христа. Страшно оказаться безответным на Страшнем Суде, когда, глядя на всю свою жизнь, ты вдруг с ужасом осознаешь, что никому даже чаши прохладной воды не дал, не то что обогрел, напоил, накормил, посетил в тюрьме или в больнице.

Перед Великим постом Святая Церковь еще и еще раз, как бы бия во все колокола, призывает нас задуматься о том, что мы здесь, на этой планете, делаем, зачем пришел Бог, пролил Свою Пречистую Кровь, открыл для нас величайший дар спасения и практически никаких условий для вхождения в него не поставил, кроме одного – быть милосердными людьми. Желаем всем нам, дорогие братья и сестры, особенно во дни Великого поста, практиковаться в этом простейшем, элементарнейшем, но спасительнейшем деле милосердия. 

Аминь.