Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с окончанием первой седмицы Великого поста!

Каждый из нас в течение этих семи дней посещал храм, молился, постился, иными словами, подвизался. И к концу недели, несмотря на всю усталость и даже физическое измождение, человек чувствует, как благ Господь: за смирение, которое рождается от трудов ради Бога, Он часто утешает сердце человека. В первую субботу Великого поста многие из нас, причастившись Святых Христовых Таин, имеют услаждение сердечное, связанное с тем, что через Причастие стали причастниками Божеского естества.

Чем дольше живет человек, тем больше понимает, что ничего более ценного, важного, насущного, выходящего за пределы всяческой суеты, он в этой жизни не имеет и иметь не может. И чем глубже человек вникает в глубины своего естества, чем больше он видит в нем греха, тем дороже, тем крепче он держится за эту Святыню, которую мы называем Святая Евхаристия – вкушение Святых Тела и Крови нашего Господа. Это происходит, потому что так благословил Господь. Спасение человека без Святой Евхаристии состояться не сможет, никто без нее не войдет в блаженную вечную жизнь. Христос сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого, не наследуете жизнь вечную» (см.: Ин. 6, 53-56).

В первую субботу Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское зачало, в котором Христос объясняет своим «доброжелателям», что обряд – это не главное, это средство (см.: Мф. 12, 9-13). Фарисеи настолько увлеклись исполнением дел закона, что забыли о самом главном – о любви к Богу и ближнему, и им казалось, что достаточно исполнять дела закона и этим можно все ограничить, Бог любуется, как они постятся, молятся. Слова: «Сын Человеческий есть Господин и субботе», – свидетельствуют о том, что Иисус Христос, воплотившийся Бог, есть Господин, то есть законодатель, субботы, Тот, Кто субботу установил как день покоя.

Зачем был установлен изначально день субботнего покоя? Чтобы помогать человеку идти ко спасению или, как скажет апостол Павел, к стяжанию праведности (ср. Гал. 3, 21; Флп. 3, 9). Но когда Христос увидел, что данное Им человеку искажено, исковеркано, извращено и обращено в средство, чтобы не исполнять истинные заповеди, вложенные в человеческое естество, Он был вправе субботу отменить. Иными словами, то, что встает препятствием на пути к исполнению заповедей любви и милосердия, может быть Им как законодателем отменено.

При исцелении сухорукого Господь просит его выйти в центр синагоги. Он спрашивает фарисеев: «Что нужно делать в день субботний – добро или зло?». Они молчат. В Евангелии от Марка читаем: Христос посмотрел на них с гневом, скорбя об ожесточении их сердец. Сухорукому он говорит: «Протяни твою руку», – и, когда тот исполняет просьбу, рука тотчас становится здоровой (см.: Мк. 3, 1-5). Почему Христос смотрит с гневом на этих людей, почему Он скорбит об ожесточении сердец их? Христос как никто другой понимает, что религия, в которую не влита любовь и милосердие, становится страшным средством для ожесточения людей, обряд человека губит, если в него не вливается жизнь.

И многие эпизоды Евангельской истории именно этим объясняются. Идет священник в Иерусалим, видит: лежит израненный, окровавленный, умирающий человек (см.: Лк. 10, 30-31). Но ведь священник идет в Иерусалим на молитву, он должен совершить обряд, он должен принести жертву, поэтому он проходит мимо. Вот то страшное, что может произойти с любым человеком, в том числе и с нами.

И поэтому Святая Церковь предупреждает нас не увлекаться обрядом поста, не зацикливаться на себе, не делать себя, как мы читали в каноне Андрея Критского, для себя самоистуканами. То есть не делать из себя для себя идолов, не начинать им поклоняться. «Этого не поел, от этого воздержался, какая праведность, как хорошо, на что я способен!». Но от увлечения этим обрядом обязательно будут страдать наши ближние, об этом нельзя забывать. Самое главное, для чего мы постимся, это чтобы наша душа раскрылась для любви к ближнему. Вот так по весне бывает: зацвело дерево, распустился цветок, но для того, чтобы плод был, нужно, чтобы он опылился. И часто во время поста душа наша от подвига распускается, но мы не творим дел милосердия, чтобы завязь образовалась, чтобы плод по осени был. Так не будем забывать о самом главном, иначе абсолютно тщетно все то, чем мы занимаемся.

В сегодняшний день мы прославляем Иоанна Крестителя. Праздник обретения главы Крестителя выпал в среду первой седмицы поста, и по уставу его положено переносить на первую субботу Великого поста. Святой Иоанн Креститель, проповедник покаяния, тоже призывает нас не забывать о самом главном. Покаяние – это исправление себя, отречение от окаянной любви к самому себе и приобретение любви к Богу через дела милосердия, через любовь к ближнему.

Пусть она выражается не только в том, что мы что-то даем, что-то делаем, как-то помогаем физически, но и в том, что мы зло ни на кого смотреть не будем, плохие слова и мысли остановим в себе. С ближними, что под нашим боком находятся, будем более ласковыми, милосердными, будем с ними с нежностью обращаться. Если нам тяжело, не будем показывать, что мы так болеем и страдаем. Сделаем по крайней мере им легко – это тоже будут дела милосердия, и мы увидим, что от этого терпения самих себя, от этого смирения благодать будет нас укреплять, вдохновлять на большие подвиги. Пост ко многому нас обязывает, но и очень многое может нам дать.

Аминь.