Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине. 24.11.2019

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали за евангельским чтением притчу о милосердном самарянине (см.: Лк. 10, 25-37). Наверное, каждый из нас знает эту историю, не раз рассуждал над ней, но поскольку Церковь из года в год предлагает нам это чтение, значит, мы должны ежегодно сверять часы, проверять сами себя, насколько мы выросли или деградировали духовно. Это притча о том, каким может быть человеческое безразличие и какой бывает истинная человеческая любовь, которая на святоотеческом языке называется милосердием.

Но важно, что притча предваряется в тексте Евангелия таким эпизодом: один законник, то есть человек, очень хорошо владеющий знанием закона, знающий «от и до» все заповеди и даже сколько букв и запятых, условно выражаясь, вмещает каждая заповедь, подходит и искушает Христа, задавая вопрос: «Что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь?». И на это Господь, понимая, что Его испытывают, искушают, задает встречный вопрос: «Что написано в законе, как читаешь?».

Конечно, в контексте этого повествования мы воспринимаем вопрос Христа обращенным исключительно к этому человеку. Но поставим себя на место законника, зная о Христе то, что Он есть истинный воплотившийся Бог. Если бы мы спросили Христа: «Что нам делать для наследования вечной жизни?», – то Бог не дал бы нам ответа напрямую. Он спросил бы нас: «Что написано в законе, как читаете?». Что тогда? Многие из нас остались бы абсолютно безответны. Потому что мы совершенно не читаем Библию, мы не знаем, что написано в законе, но постоянно требуем от Господа, чтобы Он нам дал очень внятный ответ на вопрос, что делать, чтобы наследовать вечную жизнь.

Но законник не растерялся и ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, разумением твоим, душею твоею, крепостью твоею и ближнего своего, как самого себя». Вот это высота! На это Спаситель отвечает: «Хорошо ты сказал, твори сие и жив будешь». Что значит «твори сие»? То есть люби Бога всем сердцем и крепостью, душею, разумением твоим и люби ближнего. Видимо, законник считал, что в силу того, что он знает закон, он любит Бога, он исполнил эту заповедь, и осталось ему исполнить еще одну – возлюбить ближнего. И дальше начинается искушение, этот человек спрашивает Христа: «А кто мой ближний?».

Конечно, мы можем много рассуждать над этим его вопросом, но если мы посмотрим на себя, то не окажется ли, что и мы, не всегда словами, но всей своей жизнью постоянно спрашиваем Бога: а кто есть наш ближний? А если говорить честно, мы часто делаем или пытаемся сделать все абсолютно для того, чтобы как можно меньше ближних в нашей жизни осталось. Мы буквально вытравливаем их из своей жизни. А зачем? Да очень просто: не надо никого любить, остается только исполнить заповедь любви к Богу.

Вернемся к вопросу законника о ближнем. Господь отвечает таким образом, что оказывается, что вопрос поставлен неверно. Не «кто мой ближний?», а «для кого я являюсь ближним?», – нам нужно спросить.

Эта притча о безразличии тех, кто мог бить себя в грудь и говорить, что знает много молитв и действительно неплохо знает закон, то есть священника и левита. Эта притча и о любви к человеку: изгой ветхозаветного общества самарянин не может проехать мимо, когда видит израненного человека, лежащего в луже крови, без сознания. В Священном Писании читаем: «Шед и увидев его милосердовал и посадил его на свой скот». А дальше привез в гостиницу, всю ночь был при нем, ухаживал, уезжая, дал 2 динария гостиннику, попросив, чтобы тот заботился о больном.

Закончив притчу, Господь спрашивает законника: «Кто стал ближним потерпевшему от разбойников, как ты думаешь?». И получает ответ: «Тот, кто сотворил милость». И Спаситель говорит: «Иди и ты твори такожде», то есть твори то же самое. И опять мы спросим – что это значит «твори такожде?»

Пожалуй, здесь самое главное – уловить эпицентр притчи. Иначе очень сложно делать то, что заповедует Господь, непросто воплотить в жизнь. Славянский термин «умилосердився», который мы читаем в тексте Евангелия, правильно будет перевести на русский язык как «сжалился». Наверное, именно это в первую очередь имеет в виду Христос, когда просит нас «творить такожде». Идите и сжальтесь над теми, кто вас окружает. Почему это так необходимо для нас?

По сути, ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы жизнь вечную наследовать, очень емок и широк: возлюби Бога и ближнего. А Господь локализует эти заповеди, сводит их к одному буквально слову: сжалься над ближними своими и над Богом сжалься, посмотри: Он на кресте за тебя распялся и кровь Свою пролил, неужели тебе не жалко Его? Ты человек, носящий образ Божий, или нет? Это очень важно, потому что не умилосердившись над собой, над ближними, над всеми, кто нас окружает, мы никогда не сможем стяжать расположение сердечное, которое сможет принять дар спасения. Вот и все.

Конечно, мы знаем, что бывают разные в жизни человека обстоятельства, иногда бывают гонения. В это время страдает сердце человеческое и для Бога открывается. А вот как быть, когда нет гонений, как мы с вами сейчас живем? Можно придумывать себе аскетические подвиги, и иногда мы это делаем, но от этого сердце не подвигнется. И поэтому Господь для людей, живущих в благоденствии, в спокойствии, дает эту заповедь – сжалиться над теми, кто их окружает. Потому что если сердце не придет в движение, не станет легко и быстро реагирующим на боль человеческую, оно и для Бога открыться не сможет. Можно много, как законник, рассуждать о том, что я люблю Бога, поскольку все исполняю, но все будет мертвым, все будет без понимания, что нужно делать, чтобы вечную жизнь наследовать. А как учить других, не понимая самого главного? Ведь если один слепой ведет второго слепого, оба рано или поздно обязательно в яму упадут (см.: Мф. 15, 14).

И как нельзя кстати притча о милосердном самарянине выпадает традиционно перед Рождественским постом, когда в первую очередь человеку заповедуется умилосердиться над собой и над ближним, сделать так, чтобы сердце открылось для Бога. Пост благоприятствует этому, он ослабляет движение плоти и похоти в нашем естестве. Тогда просыпается, открывается дух, но мы должны не просто смотреть, как он проснулся, нужно дать ему какое-то направление.

Можно поставить вопрос: а что, если я не люблю ближнего и не хочу его любить? Что, если я понимаю, что не люблю Бога? Полюблю ли я Его когда-нибудь? На самом деле никого нельзя заставить любить. Человек может сам в себе родить это чувство под воздействием своего смирения и дара благодати. И если мы боимся, что сердце наше не откроется ближнему ни сейчас, ни завтра, ни послезавтра, что бы мы ни делали, то это нам только кажется.

Господь говорит: иди в больницу, иди в темницу, напои, накорми, утешь страждущего человека, сжалься над ним, сделай, приложи максимум усилий, чтобы выдавить это чувство сострадания из своего сердца. Ты увидишь, что нечто произойдет, тронется лед в сердце и растопится обязательно, поможет тебе Господь, только нужно сделать шаг навстречу тем заповедям, которые Он просит нас соблюдать.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам стараться как можно внимательней быть ко всему тому, что нас окружает, делать правильные выводы из тех моментов, которые случаются с нами, потому что это действует в нашей жизни промысел Божий. И даже если мы понимаем, что сердце наше жестоко, будем молиться Богу, чтобы Он сделал его милосердным, эта молитва и вменится нам в покаяние, без которого никому и никогда невозможно спастись.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.

 

24.11.2019