С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Во вторую Неделю Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, а также на этот день в этом году выпала память святой преподобномученицы Екатерины Константиновой.

Она подвизалась в нашем храме в годину безбожных гонений. Изначально она была послушницей Скорбященского монастыря г. Москвы, но когда монастыри, в том числе Скорбященский, были разорены и монахини выгнаны, она нашла молитвенное пристанище здесь, в нашем храме. Каждому из нас отрадно осознавать, что в далекие и страшные 30-ые годы она стояла своими ногами на том же самом полу, на котором сейчас мы стоим, лобызала те же самые иконы, которые и мы сейчас имеем возможность лобызать.

Эта непреходящая связь времен заставляет нас быть более ответственными перед делом спасения, которое мы совершаем. Что двигало новомучениками, какая сила делала их такими непоколебимыми перед безбожной властью, давала смелость даже хрупким женщинам не отрекаться от Христа?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сегодняшнему празднику. Святителя Григория Паламу мы прославляем как защитника православного учения о Фаворском благодатном Свете, который разлит по всей вселенной. Это присутствие Божие, которое дается каждому из нас. Нетварный Свет светил новомученикам, для них это свечение было очевидным, как очевидным для нас является то, что светит солнце. Если мы смотрим на солнце, а кто-то подойдет и скажет, что это тьма, а свет выглядит противоположно, то многие из нас задумаются об адекватности людей, так говорящих.

В духовном смысле слова Свет Христов просвещал новомучеников, был для них такой реальностью, которую нельзя ни переломить, ни перебить, нельзя было заставить отречься от нее. И вот в этом смысле мы ставим перед собою вопрос: как они подвизались, чтобы для них это стало осязаемой реальностью?

По словам псалмопевца, «Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (см.: Пс. 138, 11-13). Свет Христов настолько ярок, настолько силен, что с ним не может сравниться никакой другой свет, как если мы на солнце зажигаем свечу, то часто не в состоянии понять, горит она или нет. Если уличные фонари включают днем, когда светит яркое солнце, мы тоже не можем понять, святят они или нет.

Святитель Григорий Палама подвизался на Афоне и хорошо знал опыт монахов-исихастов, которые через умное делание созерцали этот Свет. Один из рассказов афонского патерика повествует, что один монах всю ночь провел в молитве и богомыслии, в умном делании, предстоя перед Светом Христовым. Когда ночь закончилась, братия позвала его на трапезу, и он, выйдя из келии и взглянув на яркое солнце, сказал: как же тускло сегодня светит луна! Вот просвещение Христово.

Если мы не ищем Света, если мы не устремляемся по этому важному вектору, желая, чтобы Свет воссиял в наших сердцах и умах, то тщетно абсолютно все, в том числе пост, который является не целью, а средством. Нельзя обратить его в цель, нельзя ставить перед собой определенные задачи воздержания и от этих способностей своих восхищаться собой и зацикливаться на себе.

Это подобно тому, что человек пойдет на рыбалку и будет наслаждаться не тем, что он ловит рыбу, а тем только, что он закидывает удочку и вытаскивает ее из воды впустую, закидывает и вытаскивает. Это можно уподобить тому, что человек пойдет с большими деньгами в магазин и будет ходить по нему, смотреть на прекрасные вещи, но выйдет с пустыми руками, радуясь тому, что у него карманы набиты деньгами. Это можно уподобить тому, что человек сядет за трапезу, но не тронет прекрасных яств, а будет наслаждаться лишь тем, что умеет работать в пустой тарелке ножом и вилкой. А когда ему нальют изысканного вина, вместо того чтобы отведать его и насладиться вкусом, он прополоснет рот и выплюнет напиток.

Пост призван каждого из нас направить к стяжанию величайшего богатства – Света Христова, должен именно к этому располагать. Свет Христов мы и должны искать, а если не будем делать так, то тогда зачем все это.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, давайте задумаемся о своем подвиге. Пасха Христова – это Свет неизреченный, но его нужно принять, его нужно вместить в себя. Чтобы вместить, нужно подготовить себя к этому, настроиться на это. Все, что мы делаем в Церкви, готовит нас к принятию этого Света. Если мы забываем об этом и зацикливаемся на том, что делаем, обращая наши действия в цель, а не в средство, то тогда, как говорит апостол Павел, тщетна вера наша, бессмысленна, не имеет никакой цены (ср. 1 Кор. 15, 13-14).

Хочется пожелать, чтобы вера наша и подвиги, которые ее сопровождают, имели большую цену, чтобы мы благодаря им становились способными Свет Христов в себя вместить.

Аминь.