Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, с Неделей Крестопоклонной! Сегодня середина святой Четыредесятницы и в центр храма износится Животворящий Крест Господень для укрепления в подвиге воздержания верующего человека.

Верующий человек, как никто другой, знает, что Крест Господень постоянно утверждает и укрепляет нас на жизненных путях, неслучайно, по древнейшей заповеди, мы осеняем себя крестным знамением и носим на груди Распятого. Это необходимо, чтобы, взирая на Него, утверждаться мыслью в том, что здесь мы не вечны, что нам никто не обещал ничего такого, что должно нас радовать, веселить, ублажать, но Господь даровал нам вечную блаженную жизнь. Поэтому сегодня, прославляя Крест, мы говорим о том, что славим Его воскресение. Для нас оно остается чем-то запредельным: мы не можем его почувствовать, о нем логически рассуждать, мы можем только принять на веру то, что это есть и это блаженно.

Сегодняшнее евангельское чтение также повествует нам об этом (см.: Мк. 8, 34-38). Христос, призвав учеников и народ, сказал им: «Тот, кто хочет последовать за Мною, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и за Мной идет». Эти слова Господа были вызваны реакцией апостолов на Его откровение, которое Он впервые сделал после двух лет общественного служения. Петр исповедовал Его Христом, Сыном Божиим, и Господь открыл ученикам то, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, много пострадать от первосвященников, книжников, быть отвержену, убиту и в третий день воскреснуть.

Конечно, апостолы не могли понять, что такое воскреснуть. Но то, что Христу надлежит быть убиту, они поняли и испугались. Тогда Петр отвел Его в сторону и сказал: «Господи, да не будет этого с Тобою». Поскольку Петр был выразителем соборного мнения апостольского, Христос очень сурово посмотрел на него и сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты Мне соблазн и думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (см.: Мк. 8, 27-33).

Именно после этих слов Христос произнес: «Тот, кто хочет последовать за Мной, да отвержется себя, возьмет крест свой и за Мной идет». А после сказал: «Тот, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет, погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Какая польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душу свою отщетит? Какую измену, то есть какой выкуп, даст человек за душу свою? Кто постыдится Меня и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Своей».

Вот в определенном смысле стержень всей жизни верующих людей. Что это значит – отвергнуться себя? Казалось бы, простые слова, но даже апостол Павел говорит: «Каждый свою плоть греет и питает» (см.: Еф. 5, 29-30). Мы любим себя, хотим мы этого или нет. Господь говорит, что к истинной любви к своему естеству, которая вложена в нас, поскольку естество предназначено быть храмом для Духа Святаго, примешалось столько наносного, ложного, фальшивого и греховного, что любовь к себе для нас превратилась, по сути дела, в любовь к вечной смерти. Вечная смерть как бы обладает нами, и, ублажая, любя себя, мы чаще всего в свое естество призываем ее, а не жизнь, поскольку любовь для нас, как нам кажется, должна заключаться в постоянном услаждении себя похотью, грехами и всем тем, что с этим связано.

И вот Господь призывает отвергнуться от любви к себе. Но человек создан так, что он не может не любить. Он постоянно ищет объект своей любви, сердце его ищет, делает этот предмет любви сокровищем, без которого он жить не может. Если этого нет, человек превращается или в механизм, или в овощ, или в беса. Значит, отвергнув любовь к себе, на это место мы должны поставить любовь ко Христу.

Но это невозможно без крестоношения, которое заключается в принятии тех обстоятельств, которые нас окружают, чаще всего неприятных и сокрушающих нас, не дающих нам нормальной жизни, вынуждающих нас плакать, болеть, страдать. Но если мы принимаем эти обстоятельства как крест, данный Христом, тогда все встает на свои места: и это не потому, что обстоятельства спасительные, а потому, что Бог Своим всемогуществом может сделать так, чтобы все, что нас окружает и что мы терпеливо несем, давало нам возможность входить в вечную блаженную жизнь.

Но вот вопрос: а вдруг те обстоятельства, которые мне посланы, не от Бога, а какой-то сумасшедший или злодей сделал так, чтобы мне было плохо? Почему я должен это принять и сказать, что это мой крест? Да, очень непростой здесь приходится делать выбор.

Посмотрим на Начальника, Вождя нашей веры Иисуса Христа: как Он вел Себя перед обстоятельствами, сопутствующими Его вхождению на Крест? Христос стоял перед Пилатом и молчал. Пилат сказал Ему: «Почему ты Мне не отвечаешь, разве Ты не знаешь, что я имею власть или распять Тебя, или отпустить?». На это Христос ему сказал: «Если бы тебе не было дано свыше, ты ничего бы не смог сделать со Мной» (см.: Ин. 19, 10-11).  Слова Господа свидетельствуют, что силой Божественной трудные для нас обстоятельства таинственно преображаются в спасительные для нашей духовной пользы.

Если мы, взирая на Господа, испрашиваем Его благословение нести свой крест, тяжелые, жестокие, болезненные обстоятельства превращаются в спасительное несение креста, потому что только через них мы способны отречься от любви к себе, способны взыскать Бога и через это вступить в Богообщение. А через Богообщение открывается любовь ко Христу и происходит то спасительное отвержение, о котором Он нас просит.

Аминь.