С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня пятая Неделя Великого поста, память преподобной Марии Египетской.

Приближается праздник Входа Господня в Иерусалим, и Евангелие, которое предлагает нашему вниманию Церковь, повествует о событии, случившемся незадолго до этого (см.: Мк. 10, 32-45). На пути в величественный город Священного Царя ко Господу подошли двое ближайших учеников и попросили посадить их – одного справа, а другого слева от Него – после того как Господь войдет в Иерусалим как Мессия. Но просьба эта была высказана после откровения Христа ученикам о том, что Ему надлежит войти в Иерусалим, чтобы пострадать там, быть оплевану, быть поругану, бичевану, убиту и в третий день воскреснуть. Для апостолов как будто этих слов Христа о воскресении, то есть о восстании из мертвых с победою, не было: они их как бы не слышат и просят Его, чтобы по воцарению в Иерусалиме Он их не забыл к Себе приблизить в отличие от простых людей.

Конечно, апостолы слышали уже от Христа о том, что им надлежит некогда воссесть на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен израилевых. К чему эти слова относились? К Страшному суду, ко второму пришествию, но об этом ученики не знали.

Примечательно, что прочие апостолы стали роптать на этих двух, по объяснению святых толкователей, из зависти, что они опередили всех. И тогда Господь к ним ко всем обратил слово, сказав о том, что законы Царства Божия, Царства Мессии, это не законы земные и если мы пытаемся жить в Царстве Мессии или входить в Царство Божие по законам земным, мы совершаем грубейшую ошибку. Христос сказал: «Кто хочет быть великим, тот пусть будет для всех слуга, кто хочет быть правителем, пусть будет для всех раб. И Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а в точном переводе с греческого «не для того, чтобы Его обслуживали», но чтобы послужить и отдать душу Свою за многих».

Евангельское зачало повествует, конечно, не только об апостолах, таких непонятливых и пытающихся во что бы то ни стало получше устроиться в земной жизни, но повествует каждому из нас о нас самих. На просьбу двоих Господь отвечает: «Не знаете, чего просите». Кто из нас может сказать, что мы знаем, что́ у Господа просим, желая войти в Его Царство? Мы не знаем, как оно выглядит, мы не знаем, что оно из себя представляет, мы ничего не знаем, только то, что там нам должно быть хорошо (ср. 2 Кор. 12, 1-4). Но это сбудется, только если мы будем жить так, как повелел Христос, только исполнение Его заповедей может гарантировать нам, что в Его Царстве нам будет хорошо. Но слышим ли мы это? Понимаем ли?

Христос говорит: будьте для всех рабами и для всех слугами. Кто сейчас выйдет из храма и пойдет всех обслуживать и исполнять волю других людей? Вряд ли это кто-то сможет.

Но Господь далее спрашивает двоих учеников: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, можете ли креститься крещением, которым Я крещусь?». Ученики отвечают утвердительно. И тогда Господь говорит: «Чашу пить будете, крещением креститься будете, которым Я крещусь, а вот кому сесть справа или слева от Меня, не от Меня зависит, а кому уготовано». А кому уготовано? Тому, кто сам себя уготовит, кто сможет исполнять волю Христову, тот и уготовит себе там, в Его пакибытии, в Его блаженном Мессианском Царстве, место. Но если он не будет исполнять Его волю быть для всех рабом и слугою, сядет ли он туда?

А можем ли мы пить чашу, которую Он пьет, и креститься Его крещением? Пришел Сын Божий на землю, истинный Человек, в котором не было греха. И чтобы Ему, Чистейшему, Святейшему, Праведнейшему, войти в вечность, понадобилось пройти путем скорби, страданий, боли и смерти. Если для Него такой путь уготован, то какой путь уготован для всех нас, которые имеют грех? Почему-то очень не хочется нам пойти тем же самым путем, которым идет Христос. Но если только это было условием, чтобы Ему, истинному Человеку, победить в Себе вечную смерть, попрать ее, разбить вдребезги, только этот путь был для Него возможен, то и нас только такой путь может ждать или, вероятно, потребуются и еще большие страдания для спасения.

И поэтому Христос говорит, что крещением, которым Он крестится, должны креститься и мы. Слово «крещение» появилось уже в ветхозаветном Израиле и обозначало не только омовение через погружение в воду, а прохождение человеком сквозь страшнейшие, готовые любого сокрушить обстоятельства жизни, после которых человек выходил как бы совсем другим, обновленным.

А что это за чаша, которую следует нам пить? Это Чаша Святой Евхаристии, Чаша страданий, которой мы приобщаемся. Конечно, не всегда укладывается в голове, в сознании, в сердце верующего человека, подходящего к Чаше, к Причастию, мысль о том, что он причащается того, чего обещал Христос. Мы ведь подходим к Чаше совсем для другого: чтобы стало все хорошо, все стало на свои места. Кажется, сейчас причащусь раз, другой, третий, все будет прекрасно в моей жизни, тепло, светло, уютно, комфортно. Что еще надо?

Но апостол Павел на заре христианства сказал: «Когда вы вкушаете Хлеб сей и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете до тех пор, пока Он не придет» (см.: 1 Кор. 1, 26). И вот это возвещение нами смерти Христовой – мы свидетельствуем, что этой смертию, пролитой Кровью Господа дорожим, как величайшей святыней, и готовы испить ее – есть свидетельство того, что мы берем на себя ответственность идти путем, которым нас Господь благословляет, а не которым нам идти хочется. И желание сесть в Царствии Христа поближе к Нему может быть определено только и исключительно одним – нашей готовностью здесь креститься Его крещением и причаститься Чаши, которой Он причастился, Чаши страданий.

Сегодня Святая Церковь каждого из нас пытается по-особому настроить на принятие событий, которые грядут в церковном круге: Вход Господень в Иерусалим, Страстная Седмица, затем Великая Суббота, Святая Пасха. Расположить нас не убегать от всего этого, а искать, чтобы, причастившись страданий, причаститься и радости, Свету. Без страданий ничего не получится.

И в сегодняшний день хочется пожелать нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы, вчитываясь в последние главы евангельские, где повествуется о том, что претерпел ради нас Христос и какое Царство каждому из нас Он открыл, спокойно воспринимали Его слова. Чтобы по-настоящему, по истине вместе с двумя апостолами мы отвечали Господу: «Да, Чашу, которую Ты пил, будем пить, и крещением, которым Ты крестился, креститься будем».

Аминь.