Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с окончанием Святой Четыредесятницы! Лазарева суббота традиционно завершает этот наш небольшой подвиг, и с завтрашнего дня открывается Страстная Седмица.

Святая Церковь сегодня вспоминает из ряда вон выходящие события не только в истории ветхозаветного Израиля или в истории Церкви Христовой, но вообще в истории человечества (см.: 11, 7-44). Вчитываясь в Евангелие от Иоанна, мы видим, что, когда Господь приходит в Вифанию, тело Лазаря находится уже четыре дня в гробе. Когда Он просит открыть гроб, Марфа недоумевает, из ее слов ясно следует, что этого лучше не делать: «Господи уже смердит, четверодневен бо есть».

То, что совершает Господь, невообразимо: разложившийся, смердящий труп силой Божественной опять вызван к бытию, вновь все члены тела, суставы, ткань, плоть, кожа воссоздаются со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нельзя не поразиться тому, что воистину Бог может все, что хочет. Святая Церковь говорит, что Господь этим действием предваряет общее воскресение, Он убеждает нас в том, что может сделать то, что каждому из нас обещал.

В этом евангельском чтении есть еще очень важный трогательный момент: поведение во плоти пришедшего Бога по отношению к человеку, в данном случае к Лазарю и его сестрам Марфе и Марии. А в их лице, конечно, к каждому человеку. Как истинный Человек, Господь наш Иисус Христос во всем был подобен нам. Он облекся во все те же самые немощи, воспринял, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, такие бесстрастные страсти, которые свидетельствовали о том, что человеческое естество нуждалось в восстановлении, в воссоздании, в исцелении от вечной смерти.

И вот встреча Его с сестрами умершего Лазаря. Господь, общаясь с ними, постоянно «претил духу», то есть готов был разрыдаться и даже прослезился. Апостол Павел говорит такие слова: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие упования» (см.: 1 Фес. 4, 13). Мы слышим их, когда совершаем заупокойное служение. Кто как не Господь знает, что Он нам обещал. Он даже выше тех упований, которые мы имеем. Но что тогда значит Его плач: это была скорбь или что-то другое? Почему Господь плакал на гробе Лазаря? Ведь Он знал, что через несколько минут Он его воскресит и выйдет Лазарь, засвидетельствов силу Божества.

Святые толкователи объясняют, что Христос плачет о другом: о том, что человек очень часто сдается вечной смерти, боится ее, сломленный, не в состоянии искренно поверить в то, что можно ее победить и попрать. Человечество, погруженное в суету, отдает себя на растерзание вечной смерти просто и легко.

Господь Бог, пришедший во плоти, создал человека для вечной жизни, вложил в него очень много внутренних свидетельств того, что он вечен, человек. Христос плачет от того, что человек не хочет в эту вечную жизнь входить, он выбирает вечную смерть. Для каждого из нас сегодняшнее событие – очень важное свидетельство того, как всякой человеческой жизнью, созданной для блаженной вечности, дорожит Господь.

Можно задуматься, как Он плачет над каждым из нас, когда видит, что мы отдаем себя страстям, грехам вместо того, чтобы жить с Богом, мы сами себя загоняем в гробы и от тех страстей, грехов буквально смердим. Но стоит только вспомнить о Господе и, каким бы ни был грешным человек, как бы он уже ни был искажен, искалечен страстями, Бог может воздвигнуть его для вечной жизни.

Подобно тому как Лазарь, спеленатый, то есть туго стянутый по рукам и ногам, обвязанный убрусом и саваном, был буквально вынесен по воздуху, точно так же может Господь и нас вынести из наших гробовых пещер на свет Божий, только самое главное, чтобы мы сами этого захотели.

Когда читается в Богородничные праздники литургическое зачало из апостола, мы слышим повествование о Марфе и Марии: одна печется о хорошем служении Христу, другая сидит при ногах Иисуса (см.: Лк. 10, 38-42). Марфа с ропотом к Господу подходит и говорит: «Господи, сестра моя едину оставила меня служить, рцы убо ей да мне поможет». И на это Господь отвечает ей: «Марфа, ты печешеся и молвиши о мнозе, но едино есть на потребу, Мария же благую часть избрала».

Как ни странно, прославляются и Марфа, которая служила Христу, и Мария, которая сидела пред ногами Иисуса. Почему так? Лазарь четверодневный был вызван, вытащен из уз вечной смерти, воскрешен именно благодаря действиям его родных сестер. Марфа – это деятельное служение Господу, а Мария – молитвенное предстояние. Иными словами, тот, кто хочет выйти на свет Божий из своего гроба страстей, должен приложить усилия вот по этим двум векторам. Должен молитвенно предстоять пред Господом, упрашивая Его: «Воскреси меня для вечной жизни!». И, конечно, должен исполнять те заповеди, которые Господь дает, тогда не пропадет человек. Тогда он обязательно услышит то, что услышали все, в том числе и Лазарь, когда громким голосом Христос воззвал: «Лазарь, гряди вон!».

Эти простые слова свидетельствуют о том, с какой жаждой Христос хочет, чтобы мы для вечной жизни воскресли, с какой ненавистью Христос относится к вечной смерти и каждому из нас заповедует это делать.

Аминь.