Христос Воскресе!

Всех вас, дорогие братья и сестры, с очередным воскресным днем! Сегодня, в третью Неделю по Пасхе, чествуется память святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сегодня также память святого апостола и евангелиста Марка. Благодаря именно этому евангелисту мы много узнаем о том подвиге, который совершили святые жены-мироносицы.

Евангелие от Марка очень близко к апостолу Петру, поскольку Марк был учеником апостола, неслучайно в древности многие святые толкователи, церковные учителя именовали Евангелие от Марка Петровым Евангелием. С одной стороны, в нем ярко и сильно запечатлен образ апостола Петра, с другой стороны, те знания, которые апостол Петр как ближайший ученик получил от Господа. Поэтому название Петрово Евангелие вполне обосновано.

Самое главное, что апостол Петр знал о спасении и вере, он передал любимому ученику Марку, и тот это запечатлел. Что же там было запечатлено? Ужасное отречение апостола Петра, когда дважды пропел петух, когда Петр вышел за околицу, плакал горько, уже перестал считать себя в числе тех, кто может именоваться апостолом (см.: Мк. 14, 66-72). Казалось бы, он так рвался в бой, клялся и божился, что готов душу свою положить за Господа, исповедуя Его Христом и Сыном Божиим, и вдруг такая страшная осечка.

Согласно Евангелию от Марка, когда Христос воскрес и женам-мироносицам явился Ангел, призвавший их идти и возвестить апостолам о том, что Христос их ждет в Галилее, апостол Петр получает как бы особое приглашение: «Идите скажите ученикам Его и Петру, что Он ждет вас в Галилее» (см.: Мк. 16, 7). Это очень трогательный жест со стороны Господа и необходимый, потому что апостол Петр был уверен в том, что перестал быть учеником Христа после своего отречения.  

Апостол Петр понял, что никакие знания о Боге, никакое богословие, даже самое высшее, если не подкреплено любовью или, лучше сказать, если не проистекает из любви, не может помочь человеку выстоять перед наплывом страшных обстоятельств, которые поставят перед вопросом: отречься или не отречься от Христа. Ведь и другие апостолы разбежались, когда Христа взяли под стражу, никто не остался со Христом, а все они говорили, что пойдут, куда бы ни пошел Господь и душу свою положат за Него. Но этого не случилось.

А вот женщины, которые любили Христа, которые не слышали от Него откровений, данных ученикам, о том, что Ему надлежит воскреснуть, что Он есть Сын Божий, истинный Мессия, возможно, они не знали всего этого, но из любви не дрогнули в минуту испытаний и до самой смерти сопровождали Господа (см.: Мк. 16, 1-8).

Проявили любовь Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Господа, которые прятались во время Его общественного служения, не хотели показывать свою приверженность Христу, хотя знали Его учение. Почему они бездействовали, когда члены синедриона, иудеи старались погубить Христа?  Наверное, боялись потерять то, что имели, вероятно, имели немало. Но любовь превозмогла все и, когда апостолы разбегаются, Иосиф Аримафейский, очень мужественный человек, Церковь именует его благообразным, идет к Понтию Пилату, страшному человеку, и не стесняется попросить Тело Христа, Который в глазах иудейского народа был отъявленным злодеем и изгоем (см.: Мк. 15, 42-26).

Пилат удивляется: «Неужели уже умер?». Но когда констатируют смерть, Тело отдается Иосифу, и он отдает Христу самое дорогое, что имеет: новый гроб, пещеру, которую он сделал для себя близ Иерусалима. Иосиф был уже старый человек, а погребальные пещеры стоили очень дорого, в них погребались высокопоставленные чиновники. Иосиф жертвует, сам не понимая важности того, что делает. Его дар будет свидетельствовать о чуде воскресения, потому что никто не сможет обвинить Христа, что Он воскрес не собственной силой, а, например, на мощах святых мертвецов, как это бывало в Ветхом завете. Иосиф с Никодимом погребают Тело Господа, запечатывают камнем пещеру, ставится печать, гроб охраняют воины.

Святые жены-мироносицы понимают, что все закончилось, Христа нет, Он умер, но любовь никуда не денешь. И они идут на гроб рано утром, как только начинает светать, – это связано с тем, что поздно вечером в субботу закончился день субботнего покоя. Они уже спешат на гроб к любимому Мертвецу совершить как следует обряд погребения. Мужество их заключается в том, что они идут с полным пониманием того, что их миссия неосуществима. Во-первых, погребальная пещера закрыта огромным камнем («бе бо велий зело»), которым обычно закрывали пещеры с наката по особым деревянным рельсам. Силы нескольких мужчин часто не хватало, чтобы этот камень отвалить. Во-вторых, у гроба стоит стража, с которой бесполезно разговаривать. На месте уничтожат всех тех, кто приступит ко гробу, который было приказано охранять синедрионом.

За эту смелость, за эту решительность, за это мужество Господь вознаграждает их: когда они приходят, уже нет камня, нет охраны, но нет и Тела Господа, а только Ангел в белых ризах свидетельствует о том, что воскрес Христос. Они первые получают великое утешение и великую награду за свою любовь и за свое мужество.

С одной стороны, Святая Церковь призывает каждого из нас быть очень внимательным к делу спасения, которое мы совершаем. На чем оно строится: на любви к Богу, на любви ко Господу Иисусу или на чем-то другом? Если последнее, то в момент испытаний поможет ли нам план спасения, который мы для себя выстроили, если нет любви?

С другой стороны, мы знаем, что гробом, в котором полагается изъязвленный, израненный, измученный, изуродованный Христос, символически является сердце человеческое. Камнем, которым запечатывается гроб, является грех нечувствия, нежелание восчувствовать любовь Божию, благотворность Его святых заповедей. Это нежелание, нечувствие, как будто камнем, закрывает наше сердце для входа благодатных лучей Духа Святаго.

Задача человека на земле заключается в том, чтобы этот гроб превратить в чертог царский, чтобы он стал источником нашего воскресения, как мы поем на праздник Пасхи: «Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показася светлейший гроб Твой, источник нашего воскресения». Хочется всем пожелать, чтобы наши сердечные гробы преображались в светлые царские чертоги, в которых бы находился уже не изъязвленный и умерщвленный Господь, а Воскресший, к вечной жизни нас Приглашающий.

Аминь.