Христос Воскресе! Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с очередным воскресным днем по Пасхе и с днем святителя Николая!

Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей о самаряныне, мы слышали евангельское повествование от Иоанна о встрече Господа с женщиной-самарянкой (см.: Ин. 4, 7-29). Оно особняком стоит в евангельской истории, поскольку повествуется о беседе человека наедине со Христом. Для верующего нахождение наедине с Богом, наверное, является одним из определяющих начал жизни.

Человек, живущий в миру, настолько погружен в суету, что, когда он оказывается один на один с самим собой, чувствует себя неуютно, некомфортно, сразу хочет куда-то бежать, погрузиться в социум, в движение, неважно, какое. Это может быть веселая компания в ресторане, веломарафон или смартфон, у всех по-разному, но человек во что бы то ни стало пытается сделать так, чтобы не находиться одному.

Евангельское же повествование свидетельствует о том, как важно такие моменты в жизни иметь. Сам Господь, конечно, знал, что самарянка придет к колодцу, Он отправляет учеников в селение купить пищи, чтобы дать возможность состояться этой беседе. Она свидетельствует нам о том, что человек, вынутый из суеты, вытащенный насильственно, можно сказать, каким бы отъявленным грешником ни был, представ пред Господом, обязательно почувствует в себе божественный зов к вечной жизни.

Христос открывает, что женщина жила с пятью мужьями и шестой, который был у нее в настоящий момент, вовсе и не муж ей. Святые толкователи объясняют, почему самарянка оказалась у колодца в самый полдень, когда обычно человек в жарких странах пытается найти тень и приостановить работу, измученный жарой и солнцем. Колодец, источник воды – это место, где всегда многолюдно, но в полдень там нет никого. Женщина, вероятно, специально выбрала такое время, так как ее не очень любили в селении и она боялась жестоких слов. Самарянка пришла к колодцу и оказалась перед Воплотившимся Богом.

По-разному Господь открывается людям. Моисею отрылся на Синае: гром, молния, страх, трепет, ужас. Пророку Илие в «гласе хлада тонка» (см.: 3 Цар. 19, 12). И здесь особым образом открывается Он женщине, когда та находит, что Он говорит нечто похожее, о чем учит Мессия. Тогда Господь говорит ей: «Это Я». По-славянски это звучит: «Аз есмь». Это не что иное, как имя Божие – Сущий или Яхве – которое запрещалось иудеям произносить. Считалось, что имя Божие является носителем Божеской сущности, а, увидев Бога, нельзя не умереть. И поэтому никто не смел имя Божие произносить. Но Господь произнес. И тогда женщина действительно умерла, умерла для греха, потому что нельзя, увидев Христа, не умереть для греха.

И как только это произошло, в ней совершилось глубиннейшее покаяние, все перевернулось. Она тотчас наедине с Богом засвидетельствовала, что, несмотря на всю свою жизнь, плохую, страшную, может быть, для нее самой мерзкую, возводит свои ум и сердце до божественных высот. Самарянка начинает со Христом говорить о том, где нужно поклоняться Богу. Христос просто отвечает: «Бог есть Дух, и поэтому истинные поклонники поклоняются Богу в духе и истине».

Но что это значит? Это значит, что требуется совершать только те дела, которые не связаны с нашей похотью, которые не связаны с тем, что зовет нас в греховную жизнь. А истина о человеке заключается в том, что все мы нуждаемся в спасении, в покаянии, в очищении от греха. Именно так рассуждая, мы можем понимать слова Христа. В духе и истине поклоняющиеся Богу – это те, кто очищает свои ум и сердце, то есть приносит истинное покаяние.

Беседа Христа с самарянкой побуждает нас найти и другие яркие примеры того, как поклонялись Богу люди в духе и истине. День памяти святителя Николая – очень важное свидетельство того, каких высот может достичь истинный христианин, который очищает себя покаянием, заботится исключительно о том, чтобы заповедь Божественную исполнить так, как Христос просит ее исполнить, а не так, как оно получается, или как оно само собой выходит, или как человеку хочется. Святитель Николай – строжайший ревнитель исполнения заповедей. Церковь немногих из святых называет «правило веры и образ кротости, воздержания учителя».

С одной стороны, Церковь, в которую мы ходим, собрание верующих – это очень важно. Христос неслучайно говорит: «Где двое или трое собраны во имя мое, там я буду посреди них; где двое или трое соберутся просить Отца Моего, о чем ни попросят, будет» (см.: Мф. 18, 19-20). С другой стороны, в Евангелии мы имеем важную заповедь: «Когда ты молишься, войди в комнату свою, закрой за собой дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 6). Мы призываемся исполнить заповедь Христову о том, чтобы не было свидетелей нашего предстояния перед Богом, чтобы отсечь мысли о том, что тебя кто-то может видеть и нужно заботиться о том, как ты выглядишь в глазах других.

Поначалу бывает очень сложно: человек встает перед иконой и не знает, что делать, у него нет собственных слов молитвы, а если есть, то это просьба о чем-то земном, скоротечном, суетном. Но, по существу, не ради этого мы находимся перед Богом. Мы приходим в храм на богослужение, где слушаем правило, каноны, молитвы, напитываемся правильными, чистыми, спасительными мыслями, которых никто из нас сам родить не может. После, имея правило, задающее направление нашего шествия к Богу, мы постепенно начинаем в себе рождать эту очень робкую, скромную, невнятную, но настоящую молитву, показывая Господу, какие мы есть на самом деле. Как только мы это делаем, мы Ему поклоняемся в истине, а как только мы закрываем за собой дверь и начинаем молиться, мы поклоняемся Ему в духе, потому что больше ничего нас, кроме нашего духа и Бога, Который есть Дух, не объединяет.

Вот если кто этот навык стяжет, тот приобретет истинную молитву. Но святые отцы неслучайно сказали, что молиться – это кровь проливать, это настоящий подвиг, который зиждется на терпении и вере. Для каждого из нас, таким образом, примером истинной молитвы и подвижничества является святитель Николай. Хочется пожелать, чтобы по молитвам святителя Николая, любимого русского и вселенского святого, Господь делал нас достойными наследниками Царства Христова.

Аминь. Христос Воскресе!