Христос Воскресе!

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, который именуется Неделей о слепорожденном. Мы слышали Евангелие от Иоанна, где повествуется, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос исцелил человека, слепого от рождения (см.: Ин. 9, 1-38). Повествование достаточно пространное, но предельно важное. Святые толкователи указывают, что в Евангелии от Иоанна многое имеет часто символический смысл, и его можно актуализировать.

Исцеляя слепого, Господь сначала делает бреновение из земли со слюной, потом наносит его на глаза человека, которых, по сути дела, не было, а далее посылает его умыться в купель Силоам, что значит в переводе «посланный». Несчастный слепой человек, который был всем хорошо знаком в Иерусалиме, поскольку он всю жизнь просил милостыню, идет, спотыкается, возможно, карабкается и падает, но идет к купели, а когда умывается, у него открываются, можно сказать, появляются глаза и он начинает зреть.

Удивительным образом Господь спасает человека. Нередко в Евангелии мы находим события, которые, с точки зрения простого человека, обывателя, могут показаться безумием и издевательством. Почему именно так поступает Христос? Была ли у слепого гарантия, что он, умывшись, вдруг исцелится, почему это должно произойти, ведь он даже не знал, Кто перед ним? И Христос заставляет окружающих смотреть, как слепой идет с нарисованными глазами.

Или на браке в Кане Галилейской Божия Матерь говорит виночерпиям: «Все, что велит вам, сделайте». А Господь скажет им: «Налейте в водоносы воду, почерпните и несите к распорядителю пира». Они по послушанию выполняют, зачерпывают воду, несут и приносят уже вино высшего качества (см.: Ин. 2, 1-11).

Или ученики Иоанна Крестителя, находящегося в темнице, приходят ко Христу, Который проповедует перед людьми, с вопросом: «Ты ли Христос или ждать нам другого?». Казалось бы, здесь Христос должен свидетельствовать о Себе перед народом, но Он опять поступает неожиданно. Господь говорит: «Идите к Иоанну Крестителю и скажите, что вы видите и слышите: слепые прозревают, глухие слышат, нищие благовествуют и блажен, кто не соблазнится о Мне» (см.: Мф. 11, 2-6). И когда ученики идут ни с чем, как им кажется, выполняя эту просьбу Христа, по объяснению толкователей, они уже не нуждаются в ответах со стороны Господа, поскольку по дороге осознали, что́ Христос совершает перед людьми. По пути к Иоанну Крестителю у них и глаза открылись, и уши, и они стали зрячими, а не слепыми.

И сама по себе проповедь апостольская была нечто похожее, поскольку Господь апостолов попросил идти в мир и быть как агнцы среди волков, повелел им быть кроткими, как голуби (см.: Мф. 10, 16). Он велел не заботиться о том, что им отвечать, не брать с собой ни денег, ни сумы, ни посоха, ни второй пары обуви (см.: Лк. 9, 3). И за этой проповедью открылась неимоверная божественная сила, которая для незрячего человека, в том числе живущего сейчас, свидетельствует о том, что за христианством стоит Бог и Его божественная сила.

Объективно рассуждающий, внимательно все разглядывающий человек не может не признать величайшего чуда в истории человечества, которое называется распространение христианства по вселенной. Но жизнь наша уподобляется часто этому слепому, который идет к купели для умывания, он хочет быть зрячим, но он еще незряч, он делает все, чтобы зрячим быть, и за послушание, за смирение, которое он перед Христом проявляет, рано или поздно он получает исцеление.

Действительно, то, что совершаем мы, то, что просит нас делать Церковь, утверждая, что мы приходим в мир духовно слепыми, а именно: молитвенные правила, ограничения, связанные с воздержанием, и тому подобное, это часто попытка, в каком-то смысле имитация того, что мы должны были бы иметь само собой, если бы мы были духовно зрячими. Исполняя повеления Церкви, мы отвергаем логику восприятия лежащего во зле суетного мира, и те заповеди Христовы, которые миру кажутся безумными, становятся способными нас исцелить, сделать нас зрячими.

Есть ли какой другой способ стяжать зрение духовное? Наверное, нет. Слепота человеческая даже у христианина часто проявляется в уверенности, что он уже все знает о Царствии Божием, о вечной жизни, о пакибытии. А кто видел вечную блаженную жизнь, кто представляет, как выглядит рай, кто может сказать: я точно знаю? Никто не может сказать. А почему?

Господь сотворил мир, Он не творил двух, трех, десяти миров. Нет разделения на мир материальный и мир духовный, есть один божий мир, но если мы духовный мир не видим, это не значит, что его нет, но что мы его не видим. Сотворив рай, Господь открыл для нас вечную блаженную жизнь, и Он говорит каждому из нас: «Чтобы войти в нее, ты должен выполнять только то, что Я тебя прошу, поскольку ты слеп. Если ты не хочешь это исполнять, ты не окажешься в той блаженной жизни, которую Я сотворил и для тебя открыл».

Признание своей неспособности видеть должно привести к доверию Господу, послушанию Ему, исполнению Его заповедей, тогда рано или поздно откроется у человека истинное зрение, тогда он увидит, каков он есть, тогда он осознает, что есть и рай, и блаженная вечность. Только исполнение заповедей должно быть не в смысле совершения каких-то механических действий. Господь говорит: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (см.: Мф. 5, 8). Все должно быть направлено на то, чтобы мы очищали свои сердца, иными словами, находились в постоянном, напряженном изменении себя, находились в покаянном делании.

Если не будет покаяния, не будет ничего: ни зрения духовного, ни всего того, что оно человеку может обетовать. Чистота сердечная откроет человеку возможность увидеть Господа, а там, где Господь, там и рай, а там, где рай, там и вечная блаженная жизнь. Нам дан простой способ уже здесь, на земле, прозреть и войти в радость Господа своего: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Аминь. Христос Воскресе!