Всех вас, дорогие братья и сестры, с великим Господским двунадесятым праздником Вознесения Господня!

Сегодня Святая Церковь вспоминает евангельское событие о том, как Воскресший Господь явился Своим ученикам, наставил их, как им следует жить в мiре и преподал особый дар благодати разуметь Писания. Христос повел их на гору Елеонскую, беседуя с ними о тайнах Царствия Небесного (см.: Деян. 1, 4-11). И по дороге ученики спросили: «Господи, не в сие ли время Ты восстанавливаешь Царство Израилево?». Господь ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки». Как говорит Писание, на горе Елеонской Господь отошел от апостолов и, благословляя их, стал возноситься на небо и исчез в синеве небесной.

Апостолы стояли в духовном оцепенении, глядя, как исчез их Божественный любимый Учитель. Потребовалось даже Божественное вмешательство, чтобы их из этого оцепенения вывести. Действительно, перед их глазами случилось нечто невиданное: Богочеловек, облеченный в плоть, которую можно было осязать, трогать, который ел вместе с другими, вдруг стал с этой плотью возноситься в небеса. Но явившийся Ангел сказал апостолам: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите? Иисус, вознесшийся от вас на небо, такожде приидет, как видели Его возносящимся». И тогда апостолы пришли в себя, они поняли самое главное, что сказал им Ангел: Христос вернется. Но Христос и не покидал мир после Своего воскресения, как Сам сказал: «Я с вами всегда до скончания века» (см.: Мф. 28, 20).

Учение Церкви об Иисусе Христе подтверждает, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Он имел человеческое естество, если бы это было не так, Он бы не говорил апостолам после Воскресения: «Осяжите Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и кости не имеет так, как Я имею» (см.: Лк. 24, 39). И вот это естество возносится на небо. Однако неслучайно Господь неоднократно ученикам говорил: «Где Я, там и ученик Мой будет» (см.: Ин. 12, 26). Если человеческое естество Христа вознесено на высоту Божества и воссело одесную Бога Отца, значит, и каждый из нас как ученик Христов призывается быть там же. Мы не знаем, как это произойдет, мы не можем даже этого представить, но это будет, поскольку Всемогущий Бог так благословил и так захотел.

Конечно, мы должны понимать, что очень многое зависит от нас, потому что есть условия спасения, от нас независящие: это, например, то, что Христос послал каждому из нас дар Духа Святаго; но есть условия, зависящие от нас, которые должны нам помочь в свое время быть вознесенными. Когда мы смотрим на свое человеческое естество, на свою плоть, то недоумеваем: как она может вознестись – такая тяжеловесная, такая отягченная грехами, страстями, злобой, раздражительностью, недовольством, как она взлетит? Легкими могут быть только естества святых, которые оставили все и вслед за Господом пошли.

И вот вопрос: чем человек должен себя ограничивать, чтобы начать облегчать в духовном смысле свое естество, то есть делать его способным к вознесению?

Примечательно, что в книге Апокалипсиса Господь дает откровение Малоазийским Церквям. Одну церковь Лаодикийскую Он обличает за лицемерие, так как она пытается найти компромисс между любовью к мiру и любовью к Богу, то есть впала во внешнее благочестие. Господь призывает эту церковь помазать глаза глазной мазью, чтобы прозреть и увидеть, что с ней происходит. Один из толкователей Апокалипсиса, Андрей Кесарийский, говорит, что такой глазной мазью является добродетель нестяжательности. Как только человек начинает исполнять эту добродетель, он ограничивает себя по очень многим параметрам, начинает жить аскетично, освобождает себя от многих забот, которые бы имел при богатстве.

Неслучайно Христос говорит: «Да будут светильники ваши горящими, да не отягчаются сердца ваши объедением и пьянством» (см.: Лк. 21, 34; Лк. 12, 35). Иными словами, каждый из нас призывается во что бы то ни стало стараться думать только о Христе, пребывать только с Ним, печься исключительно об этом. Молитва Господня, которую Святая Церковь призывает читать каждого из нас не раз и не два, а многократно каждый день, содержит такие слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы не просим лишнего, мы не просим ничего в избытке, только самое необходимое для жизни, чтобы поддерживать наше естество, которое служит нам в деле богоугождения.

Живя по таким простым, Богом данным заповедям, мы подготовимся к приходу Господа на облаках небесных, чтобы всех верных Он мог вознести на небо и посадить одесную Бога Отца. В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы радуемся и благодарим за дары Святой Церкви в праздник Вознесения. По слову самого Христа Спасителя, это, самое главное, дар благодати Святаго Духа. Хочется пожелать каждому из нас, чтобы мы сами не ударяли в грязь лицом, а старались всячески подвизаться на спасительных путях при подготовке к вечности.

Аминь.