Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем и Неделей Всех святых!

Сегодня каждый из нас именинник, общее торжество. Церковь устанавливает в первый воскресный день после праздника Пятидесятницы память всех святых во свидетельство того, что не всуе был ниспослан на человечество Бог Дух Святой, Он снизошел и вселился в сердца многих и многих, тысяч, миллионов людей, соделав их Себе святыми храмами. Для верующего человека это цель жизни – стяжать благодать Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский говорил, что наша главная задача – стать для Него храмом.

Поставим вопрос: чем отличались святые люди от всех нас, обычных простых людей? Можно немало назвать признаков, критериев, аспектов, но самый главный – это особая искренняя, истинная любовь к Богу, которую они имели. Человек, имеющий любовь к Богу, по сути дела, является святым. Может быть, это смелое утверждение, но это действительно так. Но тогда что есть истинная любовь к Богу?

Сегодняшнее Евангелие, читаемое традиционно в первую Неделю по Пятидесятнице, дает очень четкие ориентиры истинной любви (см.: Мф. 10, 37-42). Христос говорит: «Тот, кто любит отца или мать больше, чем Меня, не достоин Меня, тот, кто любит детей больше Меня, не достоин Меня». Христос как воплотившаяся Любовь знает, что она из себя представляет, и определяет ее как любовь, которая руководствуется в первую очередь любовью к Богу, а потом ко всем остальным. Если человек думает, что можно любить маму, папу, детей, ближних, мужа или жену без любви к Господу и это будет любовью, он глубоко ошибается. Это будет чем угодно, но только не той любовью, которая нам заповедана Богом.

Святые эту любовь имели, они ее в себе раскрывали таким образом, что часто человеку, со стороны смотрящему, казалось, что святой безумствует, он фанатик или неадекватен. Но, попирая все эти мысли, все эти обвинения, святые шли ко спасению через эту любовь. Мы на личном примере нашей жизни знаем, как непросто отказаться от того тотального эгоизма, который пронизывает всех нас насквозь, и беда заключается в том, что этот эгоизм мы и называем любовью. Мир, лежащий во зле, устроен так, чтобы мы практиковали в себе такую «любовь».

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел, призывая верующих ко спасению, говорит так: «Темже убо и мы, толикъ имуще облежащь нас облакъ свидетелей, гордость всяку отложше и удобь обстоятелный грех, терпением да течемъ на предлежащий намъ подвигъ» (см.: Евр. 12, 1). Вот важный термин – «удобь обстоятельный грех», то есть грех, который удобно, естественно находится вокруг нас. Мир так устроен, чтобы мы делали все, что угодно, но только не Бога любили: грешили и получали от этого наслаждение. Апостол Павел призывает нас отложить такой образ жизни, отвратиться от нее, забыть о ней. Это самое главное, к чему призывается верующий человек, который желает спасения.

Итак, на путях любви к Богу, истинной любви, лежит спасение. Одним из ее признаков является то, что чем больше человек любит Бога, тем он больше будет любить не только людей, но и все творение, которое окружает человека. Оно будет ему мило, будет восприниматься как величайший дар Божий. Прославление Творца – истинная радость, истинное наслаждение, рождающееся от общения, от созерцания сотворенного Богом мира (ср. Рим. 1, 20).

Преподобный Силуан Афонский, достигший величайших высот божественной любви, последние годы своей жизни плакал лишь об одном: о том, что человек не хочет познать любовь Божию. Святой, по своим словам, сидел, как Адам, и рыдал. В дневниках он открывал, как тяжело переживается невозможность истинно любить подвижнику Божию. Однажды святой сидел у окна кельи и читал правило, но муха, залетевшая в окно, мешала ему, жужжала и лезла постоянно в лицо, не давая читать и находиться в богообщении. Преподобный Силуан хлопнул по мухе и убил ее. Казалось бы, что тут такого? Но он вдруг осознал, что не он эту муху сотворил, что она тоже имела дар жизни и он не имел никакого права ее убить. В дневнике есть запись: «Я проплакал весь день».

Вот что дает человеку любовь Божия. Согласитесь, для обычного человека это очень странная вещь. Однако каждого из нас эти мысли святых должны заставить задуматься о том, какими мы должны быть аккуратными, внимательными ко всему тому, что нас окружает, как мы должны радеть о том, чтобы та жизнь, которую Господь дает творению Своему, по крайней мере, не нами была пресечена.

Конечно, любовь святых – непреодолимые высоты, это очень высоко поднятая для нас планка, но многие в своих сердцах чувствуют, что именно к этому призваны. Да, можно много рассуждать о том, как непросто жить в этом мире. Но если мы обратимся к святцам и почитаем жития святых, то поймем, что наши трудности и проблемы по сравнению с их проблемами очень мало значат, это практически ничего против того, какой подвиг совершали они, что́ смогли они сделать, чтобы войти в Царство Небесное.

В такие дни, как сегодняшний, Святая Церковь призывает каждого из нас, глядя на сонм святых угодников Божиих, «сверить часы» и посмотреть, так ли мы живем, такую ли любовь, как заповедует нам Господь, мы имеем, иными словами, идем ли мы в Царство Божие или же просто, здесь находясь, думаем о чем-то отстраненном, желая и в вечную жизнь войти. Хочется пожелать, чтобы наши святые покровители ходатайством, предстательством, молитвами испрашивали у Господа для нас тот жизненный подвиг, то жизненное делание, которое могло бы нам доставить истинную пользу, помочь стяжать дар благодати Духа Святаго, чтобы мы могли стать храмами для Бога, а это значит спастись.

При этом не нужно думать и рассуждать о том, на какой степени святости мы находимся. Думали ли угодники Божии о том, что они святы? Конечно, нет. Святого человека отличает одно: ему в голову ни под каким предлогом не может прийти мысль, что он свят. Если эта мысль стучится в голову, значит, уже что-то не так. Только искреннее покаяние в грехах, истинное покаянное делание с признанием своей греховности – самый надежный якорь для той пристани, которая называется вечное спасение.

Аминь.