Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, очередной Неделей Петрова поста!

Сегодня мы с вами слышали евангельское зачало, которое может быть обозначено как «золотое правило спасения» (см.: Мф. 6, 22-34). Мы слышим призыв искать прежде всего Царства Божия и правды его, а все остальное, говорит Господь, приложится вам. Это – последние слова сегодняшнего зачала, общий вывод, но и перед ними о важных вещах говорит нам Христос.

Начинает Он с притчи: «Светильник для тела есть око, если око твое темно, то все тело твое будет темно. Если око твое будет светло, тело твое будет светло. Итак, если свет, который в тебе, есть тьма, то какова же тьма?». Эти слова Господа о том, как должен в духовном измерении жить человек. Чтобы наше тело могло ориентироваться в пространстве, двигаться нормально, не спотыкаясь, никуда не врезаясь, не падая, не разбиваясь, в первую очередь, у человека должны быть открыты глаза и зрение должно быть хорошим. Точно так же и для шествования нашей души ко спасению должны быть открыты духовные глаза, и они должны нормально видеть. Таким очами для души, по учению святых отцов, является ум человеческий: именно от того, насколько ум воцерковлен, зависит успех нашего пути ко спасению.

Важно и другое. Человек идущий, желающий достичь какой-то то объект, должен очень четко представлять и знать, куда он идет и как выглядит объект. Подобно и в духовной жизни: если человек очень слабо представляет, что́ спасение для него значит и вообще что́ это такое, то как можно сказать, куда человек идет, чем он занимается? Святая Церковь дает нам очень важную заповедь, чтобы наше духовное око, то есть ум, и видел хорошо, и видел все в правильном свете. Ведь бывает в обычной жизни так: человек оказывается в каком-то неестественном свете, который все окрашивает, например, в оранжевый или красный цвет, и сразу меняются у человека понятия об окружающем мире, и то, что должно выглядеть обычно, выглядит уже совсем иначе.

В духовной жизни нечто подобное. Если ум освещается светом страстей, то и жизнь будет восприниматься именно в тональности этих страстей, в контексте желания эти страсти исполнить: ум будет думать, что так именно все и должно быть и происходить. Именно поэтому то, что, можно сказать, умоляет нас сделать Святая Церковь – стяжать смиренномудрие, любовь к ближним и все, что с ними сопряжено, отказавшись от своей гордости, – это есть именно призыв увидеть все в том нормальном правильном свете, в котором только и можно шествовать в вечную блаженную жизнь.

Итак, для нашего духа светильником является ум, который воспринимает заповеди Божии – четкие ориентировки, как шествовать ко спасению. Но здесь нельзя не учитывать и субъективный фактор, поскольку многое зависит от самого человека: насколько он подвержен натиску мира, лежащего во зле, который пытается всячески его ослепить соблазнами, то есть сделать духовно незрячим. И в этом смысле Господь четко проговаривает для каждого из нас важную заповедь: «Не можете Богу работать и маммоне». Так устроен человек, что может только один объект в жизни любить, и им должен быть Бог. Раскрывая эту мысль, Христос говорит: «Или одного будет ненавидеть, а другого любить», – то есть обратной стороной любви к Богу должна быть ненависть к маммоне и мiру. «Или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть», – то есть если мы начинаем миру работать, то Бог нам становится не нужен, как бы исчезает из нашей жизни.

И вот такое упущение нередко происходит в жизни даже верующих людей, которые поддаются соблазну мира сего, находят определенную сладость в работе миру – она лежит на путях легкомысленного отношения к тому, что нас окружает. Об этой легкомысленности предупреждает Господь: «Поэтому говорю вам: не пекитесь и не говорите, что нам есть, что пить, во что одеться». То есть в данном случае поиск, казалось, самых элементарных мирских развлечений – что бы мне съесть, что бы мне попить, во что бы одеться – заставляет человека очень серьезным образом отворачиваться от Бога и поворачиваться к миру. И эта, казалось бы, поначалу второстепенная забота о том, что бы поесть-попить, нередко оборачивается для человека звероподобной страстью порабощения миру, любви к нему и, соответственно, отвращению от Бога.

Итак, нужно быть очень внимательным. Не то что мы не должны что-то есть, или что-то пить, или во что-то одеваться. Должны, но развлечений в этом искать истинно верующий человек, жаждущий спасения, не должен. В молитве Господней читаем: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – а это значит, что мы просим у Бога только самого необходимого для поддержания сил нашего естества, нужных для исполнения заповедей Божиих. На языке святых отцов это может быть названо аскетизмом. Только он способен исправить наше духовное зрение: мы начинаем видеть лучше, четче осознавать, куда идем и для чего здесь живем.

В финале сегодняшнего зачала мы слышим слова Христа: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, все остальное приложится вам», – приложится в той степени, в какой необходимо. Мы должны верить воплотившемуся Богу-Истине, что так в нашей жизни и будет происходить, более того, если мы будем Царство Божие искать, то тогда все остальное, чего желает наша душа, будет или делаться для нее бессмысленным и ненужным, или, действительно, Господь будет удовлетворять, но в мере, которая допустима, чтобы ко спасению шествовать.

В сегодняшний день хочется всем нам пожелать, чтобы одну из самых стратегических заповедей Христовых мы написали на скрижалях своих сердец и ежедневно, вспоминая эти слова: «Ищите Царства Божия и правды его», – делали или, по крайней мере, старались делать только то, что нам полезно для спасения.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

03.07.2022