Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Мы слышали сегодня всем нам хорошо знакомое евангельское повествование об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом слуги капернаумского сотника (см.: Мф. 8, 5-13). Святые отцы использовали образы из этого повествования для составления молитв, которые мы читаем для подготовки к Святому Причащению, за богослужением Церковь заповедует нам слушать это евангельское зачало дважды в течение года. Все указывает на то, что оно имеет для нас важный смысл. На что необходимо обратить внимание?

Спаситель отвечает сотнику на его просьбу: «Я приду и исцелю твоего слугу». А сотник говорит: «Я недостоин, чтобы Ты, Господи, пришел в мой дом, скажи только слово – и исцелеет слуга мой». А дальше следует пояснение, почему он так считает: даже он, человек, находящийся под властью, имея у себя слуг и рабов, когда говорит одному идти – тот идет, другому говорит делать – и тот делает. В этом нам показан пример того, каким должен быть у человека подход ко Господу.

Мы нередко просим Господа войти в нашу жизнь и при этом знаем, что исповедание своего недостоинства является самым сильным средством привлечения Христа нам на помощь. Но часто вместо того, чтобы исповедовать свои грехи и через это смиряться, мы лезем из кожи вон, доказывая, что мы хорошие, что мы праведники, что мы достойны того, чтобы Он к нам пришел. Мы также пытаемся показаться праведниками в глазах окружающих, и получается карикатура на праведность и православие. Из-за этого многое не получается, и ближние над нами смеются, и Господь к нам не приходит.

Еще один значимый момент: сотник говорит Христу, что он человек подвластный, и этим как бы оттеняет то, что Господь не находится ни под чьей властью. Но не под чьей властью может находиться только Бог, поэтому слова сотника приводят Христа в духовный восторг: перед Ним человек, который не знает веры в единого истинного Бога, он не иудей, а римский офицер (в Капернауме был расквартирован легион римских легионеров, следивших за порядком в Палестине). Откуда у сотника такие знания, такая духовная интуиция, говорящая ему, Кто перед ним? Ведь римляне были язычники, многобожники, имеющие целый пантеон богов, соревнующихся между собой. Для здравомыслящего человека ясно, что такого быть не может: Бог только один, а если один бог другого бога ограничивает, то они не боги, Бога никто ничем ограничить не может, Он «везде сый и вся исполняяй».

Cотник также исповедует то, что подобно тому, как у него есть рабы и слуги, такими рабами и слугами Христа являются смерть, жизнь, болезни и все, что с ними связано. Он говорит: «Если скажешь хоть одно слово своему рабу, Господи, которым является, например, смерть: не приходи к моему слуге, – она не придет».

Слыша эти слова от язычника, Христос говорит: «Я и во всем Израиле не нашел такой веры». И, прозревая грядущее победоносное шествие Своей Церкви по вселенной, по миру, Он говорит: «Истинно говорю, что многие придут от востока, от запада, от юга и возлягут с Авраамом, а сыны Царствия Божия отвержены будут от него туда, где будет плач и скрежет зубов». Над этими словами мы тоже должны задуматься. Они были обращены в первую очередь к фарисеям и иудеям, которые негодовали на Христа и всячески старались уничижить Его, но, если Церковь заповедает нам слушать эти слова, значит они могут, как это ни страшно, относиться и к нам. Почему же сыны Царствия могут быть извержены вон?

Сегодняшнее апостольское зачало, Послание апостола Павла к Римлянам, говорит о двух видах рабства, в которых находится человек, по сути дела, третьего вида нет (ср.: Рим. 6, 19; 6, 22). Одно рабство – рабство греху, а другое рабство – это рабство праведности. Апостол говорит о необходимости поработить себя праведности. О чем идет речь? Рабство праведности – это исповедание себя рабом Божиим, несение своего креста вслед за Господом. Ну а как же духовная свобода, если я себя по рукам и ногам связываю? Ведь раб в древнем мире – это тот, кто воли своей не имел и исполнял исключительно волю господина.

Когда человек сильно заболевает, ему назначают курс лечения, иногда нужна операция, необходимо что-то отрезать, вырезать больной орган. Больной находится в крайне аскетичной ситуации, поскольку он действительно связан по рукам и по ногам, часто в прямом смысле слова, но умом человек понимает, что, если он себя в это рабство медицине не отдаст, то умрет, и он дает согласие на это рабство. В этом и заключается действие свободы – отдать в порабощение кому-то себя с целью получить лучшее.

Апостол говорит о необходимости «работать Господеви», а ведь слова «работа» и «раб» однокоренные: работать, связывая себя по рукам и ногам, то есть не давать себе воли жить по стихиям мира сего и всячески стараться быть ближе к Господу через исполнение Его заповедей. Приходится терпеть? Еще как приходится.

Но апостол Павел говорит, что только тот, кто себя поработит праведности, будет испытывать радость о Духе Святом во Христе Иисусе, Господе нашем. Иными словами, дар благодати Христовой способен войти в душу, только если мы не просто на словах называем себя рабами Божиими, а таковыми являемся по сути.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы мы не ленились самоотверженно исполнять заповеди Божии при всем понимании того, что без их исполнения, без ограничения себя, без порабощения себя праведности нам не войти в Царствие Божие. Без всего этого путь для нас открыт только один, страшный, о котором сегодня сказал Христос: это путь туда, где плач и скрежет зубов. Да не будет этого.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.

10.07.2022