Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим двунадесятым Господским праздником Преображения Господня!

События евангельские, которые чествует Церковь Святая, чаще всего связаны между собою, и Преображение Господа не может быть оторвано от прочих важнейших действий, которые совершал Господь в дни Своего земного служения (см.: Лк. 9, 28-36). Преображение произошло по обетованию Христа апостолам, что они увидят, как Сын Человеческий явится в славе Своей (см.: Мф. 16, 27). Господь сказал это после того, как апостол Петр засвидетельствовал, что Он, Иисус из Назарета, есть Христос-Мессия, Сын Бога Живаго (см.: Мф. 16, 13-17).

Очень важно, что перед Преображением апостолы сами исповедали Иисуса пришедшим Богом во плоти. Для укрепления учеников в том подвиге, который им надлежало пройти, когда Господь будет претерпевать поносную смерть, для утверждения их в том, что Он Сам пришел распяться за род человеческий, Христос являет силу и славу Своего Божества на Фаворской горе.

Ночью апостолы пробудились и увидели, что все озарено ярчайшим светом и Христос беседует с пророками Моисеем и Илией, согласно Евангелию от Луки, о том исходе, который надлежало Иисусу совершить в Иерусалиме, то есть о Кресте и о смерти. В момент этого общения совершилось Преображение Господа. Свет, который озарил все, проник в глубины естества учеников и настолько был сладок, что апостол Петр в простоте сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть!». Сердце его почувствовало райскую сладость и, пребывая в ней, он в пророках узнал Моисея и Илию, хотя мы знаем, что ветхозаветное законодательство запрещало изображать пророков и как они выглядели, апостолы знать не могли. Но это произошло.

Для верующего человека праздник Преображения является одним из самых любимых праздников. Как говорил один богослов, этот праздник как бы улыбка Христа, которую Он дарит верующему человеку.

Господь в дни Своего земного служения постоянно говорил о том, что пришел пострадать за людей, что Он будет гоним и непонят: «Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить» (см.: Мф. 8, 20), Его бесчестили фарисеи, народ отзывался о Нем плохо. Но чтобы убедить апостолов, а вместе с ними и всю Церковь в том, что Христос именно в этом и совершит Свой подвиг добровольного самоуничижения, на горе Фавор Он засвидетельствовал силу Своего Божества.

Для верующего человека вопрос личного преображения является центральным в деле спасения, в деле всей его жизни. Мы понимаем, что если не сможем стать на путь преображения, то не сможем войти в Царство Христа, в котором непреображенным душам просто не может быть места. Но что для нас это преображение значит?

Наивно полагать, что требуется во что бы то ни стало научиться сиять, как лампочка в темноте, чтобы нимб над головой был. Мы знаем по опыту, как светом одаривает нас человек, по-доброму к нам относящийся, радующийся и улыбающийся нам без каких бы то ни было корыстных целей, мы говорим тогда, что такой человек преображен. Такого преображения хочет от нас Господь – оно происходит естественно на путях очищения своего сердца, избавления от страстей и грехов. Здравомыслящий человек может сам констатировать, что, если кипеть злобой, раздражительностью, грехами осуждения, невозможно преобразиться.

Самое главное и в то же время самое простое, чего хочет от нас Господь, это начать внутреннюю работу над собой, чтобы исправляться, эта незримая работа будет видна только Богу. Тогда Он пошлет в сердце наше дар благодати, который и есть свет, он и начнет светить в нашем сердце. И тогда по-евангельски сбудется то, о чем Христос сказал в Нагорной проповеди: люди, видя ваши добрые дела, будут прославлять Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

Однажды Господь сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я томлюсь, чтобы он разгорелся» (см.: Лк. 12, 49). Можно сказать, на Фаворской горе Господь явил этот огонь, явил в тот момент, когда беседовал с Моисеем и Илией о Своем Кресте. Это и для каждого из нас очень важный принцип шествования ко спасению. Преображаемся мы только при несении своего креста. Только крестоношение может нас изменить, сделав достойными для вхождения в Царство Преображенного Творения Божия.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы то крестоношение, которого ждет от нас Господь, было плодоносным и спасительным.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Преображение Господа Бога и Спаса

нашего Иисуса Христа.