С воскресным днем, дорогие братья и сестры! С попразднством праздника святого Преображения.

Нередко на этот воскресный день выпадает евангельское зачало, где повествуется, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, спустившись с избранными учениками с горы Фавор, исцеляет бесноватого отрока-лунатика (см.: Мф. 17, 14-21).

Некий человек подбегает ко Христу, падает на колени и просит исцелить его бесноватого сына. Отец говорит, что бесы постоянно бросают ребенка то в огонь, то в воду. На вопрос, как давно это случилось, он отвечает, что с детства. Тогда Христос произносит слова, которые являются предельно важными для каждого из нас, ведь мы постоянно молимся о наших ближних. Христос обращается к отцу и говорит: «Не бойся, только верь». Согласно Евангелию от Марка, отец со слезами на глазах отвечает: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (см.: Мк. 9, 24). И после этих слов следует исцеление.

Позже наедине апостолы спрашивают Христа: почему мы не могли это сделать? Для них этот вопрос был закономерным, поскольку Христос дал им власть недуги исцелять и бесов изгонять. И они уже ходили по городам и весям Израиля и совершали чудеса, а тут вдруг не смогли. И Христос им говорит неожиданные слова: «По неверию вашему. Имейте веру хотя бы с зерно горчичное, и если скажете горе сей – возможно, Христос говорит это, указывая на Фавор, – перейди отсюда туда и не усомнитесь в этом, то будет по глаголу вашему». А дальше добавляет: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом».

Все сегодняшнее повествование делает большой акцент на вере, которую должен иметь человек для своего спасения. В сознании отца этого несчастного мальчика вера преломляется очень неожиданным образом: с одной стороны, он верит, с другой – не верит, так как просит «помоги моему неверию».

Но для Христа важно не то, что мы бьем себя в грудь, свидетельствуя о том, что веру имеем. Предельно важна та честность, с которой мы предстоим перед Ним, ведь Господь знает наши сердца и помышления. И если мы хотим довериться Ему, но у нас не хватает на это воли, мужественности и сил, Он это наше расположение принимает и дарует залог благодати, который может воскрылить нашу веру, сделать способными нас иметь уверенность в том, что Бог не может не помочь.

Но вот вопрос: почему апостолов Христос называет неверующими? «По неверию вашему не смогли вы это сделать, – говорит Он. И добавляет: Сей же род изгоняется только молитвою и постом». Споры, особенно богословские, происходят часто по причине недоговоренности о терминах. И в жизни верующего человека происходит так. Человек бывает много лет уверен, что он верующий, а вдруг в жизни случается то, что свидетельствует, что его вера, точнее, то, что он верой называл, совсем верой не является.

Слова Христа, скорее всего, означают, что правильной спасительной веры у человека, который не молится и не постится, быть не может. Вера – это не просто сумма знаний о Боге, об откровении, о делах спасения, о том, что мы должны сделать, чтобы быть спасенными. Нет, это нечто большее и в каком-то смысле даже неуловимое. Истинная вера, по словам одного подвижника благочестия, есть степень осознания своей зависимости от Бога. Поэтому мы должны спрашивать себя, не насколько наши дела приближают нас к Богу, а насколько благодаря им мы себя ощущаем зависимыми от Него. Чем больше эта зависимость, тем спасительней становится наша жизнь.

Но, согласно словам Христа, осознание зависимости от Бога напрямую связано с молитвой и постом: они нужны, чтобы мы никогда Его из своей жизни не теряли. Казалось бы, какая связь?

Когда человек вступает в делание поста, это важное аскетическое упражнение особым образом действует на нашу плоть. У святых отцов, древних подвижников благочестия, которые вели очень строгий образ жизни, есть слова о том, что воздержание от тяжелой обильной пищи гасит в плоти разгоряченность и одновременно озлобляет ее. Тогда начинает просыпаться дух, и человек начинает зреть, как в нем поднимаются самые неожиданные страсти и грехи.

Вот это и есть действие поста: на чистую воду выводится то, от чего нужно очиститься, в чем нужно покаяться. И когда человек из года в год совершает пост и видит, каков он есть на самом деле перед Богом, то он не может не начать молиться. Молиться о своем помиловании, потому что к нему приходит осознанная необходимость в том, что должен быть Кто-то, Кто бы спас его от всего того страшного, что он в себе зрит. Вот здесь появляется осознание: мне нужен Спаситель, без Него мне никуда! Такой пост и такая молитва и делают человека истинно верующим.

Ученики, которые не смогли исцелить бесноватого отрока, по словам Иоанна Златоуста, не имели надлежащей веры. Неслучайно Христос их не взял с Собой на Фавор, а оставил у подножия горы: они должны были познать свою немощь.

Немощь же заключалась в том, что, получив от Господа особую власть и силу, апостолы стали понемногу приписывать ее себе и считать, что это они, такие смелые и умелые, могут уже и бесов изгонять, и недуги исцелять. И вот как только они об этом подумали, этим увлеклись и залюбовались собой, тотчас Господь сподобил их как следует споткнуться и сказал им эти важные слова о вере, о посте, о молитве. И каждый пост Святая Церковь нам эти слова говорит.

Не будем стесняться, подобно отцу бесноватого отрока, по-честному Христу говорить: верую, Господи, помоги моему неверию! Если сделать так, то не будет никакой надежды в деле спасения на себя. При таком расположении начнется у нас и истинная молитва, и поститься мы будем правильно. И тогда та вера, которую мы будем иметь, станет воистину спасительной, навечно связывающей нас Богом.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 10-ю по Пятидесятнице.