Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодняшняя Неделя именуется Неделей перед Воздвижением Креста Господня, а также это день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Мы сегодня с вами слышали евангельские зачала из Евангелий от Иоанна и Матфея. В первом говорилось о беседе Христа с Никодимом. В ней Господь открывает подлинные причины, по которым Бог спасает человека. Причина универсальна и предельно проста: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И еще Господь добавляет, что Сын Божий пришел в мир не для того, чтобы его судить, а для того, чтобы Им мир был спасен (см.: Ин. 3, 16-17).

Итак, нет причин, по которым нас спасает Господь, как только по любви к нам. Наши подвиги, заслуги, таланты, красота, что угодно, не вызывают милосердия Божия для того, чтобы нас спасти. Исключительно Его любовь к нам.

И вот серьезный вопрос: что нужно сделать, чтобы этот дар спасения в себя впустить, чтобы он вошел в нас, чтобы он стал неотъемлемой частью нашего мироощущения? Ведь дело спасения, совершенное Христом, является объективным, от нас независящим. Верим мы в это или не верим, хотим мы этого или не хотим, Сын Божий воплотился, взошел на крест, пострадал, распявшись, умер, воскрес, вознесся на небо и ниспослал нам Духа Святаго. Все остальное зависит от человека – как он этого Духа примет.

Субъективные условия спасения зависят исключительно от нас: никто их за нас не выполнит. Они обозначены во втором сегодняшнем евангельском чтении, где Господь отвечает на вопрос одного законника. Этот человек искушает Христа, то есть его вопрос о том, какая наибольшая заповедь в Законе, задан не с целью получить ответ, а с целью запутать Господа, развенчать Его в глазах людей как Мессию, в конечном итоге заставить народ погубить Его.

Законники или книжники очень хорошо знали Закон по букве: они даже знали, сколько заповедей содержит каждый столбик Торы, понимали, что, согласно Ветхому завету, за нарушение любой заповеди человек будет проклят. Иначе говоря, сказать, какая заповедь является наибольшей, представлялось практически невозможным. Законник надеялся, что Иисус начнет путаться в ответах, то есть покажет незнание Закона, что для истинного Мессии никак невозможно.

Но Господь, отвечая не формально по букве Закона, а действуя на сердце вопрошавшего, говорит: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостью твоею, всею душою твоею, всем помышлением твоим – вот первая заповедь. И вторая – возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях весь закон и пророки». Вот те необходимые условия, которые мы должны исполнять, чтобы дар спасения получить (см.: Мф. 22, 34-40).

Но в состоянии ли мы эти заповеди исполнить? Возлюбить Господа всем сердцем, крепостью, помышлением очень сложно, ведь человек знает, что, когда ты кого-то любишь, все твои помышления, чаяния, устремления, вся жизнь находится с тем, кого ты любишь, ты не можешь и мыслью отстать от него, ты всегда с ним. Но если мы задумаемся о своей любви ко Христу, то будем должны констатировать, что мы помышлением большей частью находимся где угодно, но только не с Ним.

А ведь есть еще и любовь к ближнему. Как ее реализовать в жизни? Для нас весь мир, все общество поделено на определенные категории: это те, кого мы считаем ближними, те, кого мы считаем дальними, те, кого мы ненавидим, и те, к кому мы полностью равнодушны. Как исполнить две эти заповеди, соединить в себе несоединимое?

Вернемся к евангельскому тексту. Христос обозначает две важнейшие заповеди и вдруг неожиданно спрашивает фарисеев: «А что вы думаете о Христе, чей Он Сын?». Они говорят: Давидов. Христос продолжает: «А как же Давид тогда Духом Божиим называет Христа Господом?». И приводит слова псалма: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Меня». Итак, если Давид Мессию называет Господом, то как Он ему Сын? То есть если Давид сам был господином и царем, он мог назвать господином для себя только кого-то, кто был гораздо выше его (см.: Мф. 22, 41-46).

В греческом языке термин «кириос» был относим и к Богу, и ко Христу-Мессии, это был один из мессианских титулов. Здесь Христос утверждает перед фарисеями, что истинный Мессия есть Сын Божий. Зачем это Господь сделал? Вопрос непраздный. Христос хочет показать, что фарисеи не имели истинной веры в Мессию, Которого они ждали. Их учение не говорило, что пришедший Мессия будет Сыном Божиим. Но может они так поступили по неведению, они не виноваты в том, что правильной веры не имеют?

Однако Евангелие от Иоанна говорит нам о другом. В пятой главе сказано, что фарисеи хотели побить Иисуса Христа камнями, убить за то, что Он исповедовал Свое Богосыновство такими словами: «Отец Мой доселе делает, и Я делаю» (см.: Ин. 5, 16-18). И еще Христос говорит: «Как вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (см.: Ин. 5, 44). Господь говорит фарисеям, что они сознательно не хотят Его принять как Мессию.

Встает вопрос: зачем Иисус Христос им говорит, что, согласно Писанию, Мессия является Сыном Божиим? Если бы фарисеи имели истинное учение, то они должны были Иисуса Христа возлюбить и как Бога, и как ближнего своего. Но они этого не сделали и остались ни с чем.

В евангельской истории о слепорожденном Спаситель говорит фарисеям: «Если бы вы были действительно слепыми, то не имели бы греха, но поскольку говорите, что вы зрячие, грех ваш на вас пребывает» (см.: Ин. 9, 41). Это относится и к нам самым непосредственным образом. Если мы ищем не славы Божией, а какой-то славы своей, неважно перед кем – перед ближними, перед дальними, перед самими собою – мы имеем неправильную веру, которая не приведет нас ко спасению, поскольку не даст нам возможности истинно любить Бога и ближних.

А какие критерии того, что человек не ищет своего? В сегодняшнем апостольском чтении из послания к Коринфянам апостол Павел обозначает внешние признаки истинного служителя Христова: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (см.: 2 Кор.4, 7-10).

Эти обстоятельства, в которых пребывали апостолы, являются для каждого из нас вектором, по которому мы сами должны постоянно себя судить и определять, чего мы ищем в этой жизни. Хотим ли мы быть со Христом, имеем ли мы любовь к Нему или мы имеем любовь к чему-то или к кому-то другому.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, накануне праздника Крестовоздвижения Господня хочется пожелать всем нам, чтобы мы мужественно проверяли себя и более безжалостно относились к своим инсинуациям о вере, которые мы имеем и иногда содержим как истинное православие. Да будут для нас простые евангельские истины и заповеди путеводными маяками в деле нашего спасения.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 15-ю по Пятидесятнице.

25.09.2022