Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает локальное историческое событие, которое случилось в X веке в Константинополе в храме Влахернской Божией Матери. Византийская империя вела войну с сарацинами, и византийцы, окруженные язычниками с моря, понимали, что, возможно, пришли последние минуты, часы, дни их жизни. В храме, где находились частицы пояса и покрова Божией Матери, собрались люди и изливали перед Пречистой молитвы о спасении. Среди них находились и император Лев Мудрый, и патриарх Тарасий, и два блаженных подвижника – Андрей и его ученик Епифаний, Христа ради юродивые.

Во время всенощного бдения накануне воскресного для около четырех часов ночи (согласно одной из версий предания) блаженный Андрей увидел, что к амвону по храму идет величественная Женщина. Она в течение нескольких минут молилась перед алтарем, а потом прошла в алтарь и, встав перед престолом, продолжила молитву. В этот момент народ почувствовал особое благоухание в храме, а Андрей, Христа ради юродивый, обратился к Епифанию, своему ученику, с вопросом, видит ли он, что происходит. Епифаний сказал: «Вижу Пречистую». Богородица осенила народ божий Своим омофором, что символизировало помощь и заступление. И народ уходил из храма, будучи уверенным, что не оставит его Господь. И действительно: утром разыгралась страшная буря, корабли вражеские, окружавшие Константинополь, затонули или вынуждены были отступить, чтобы не разбиться о скалы. Затея покорить Константинополь была оставлена.

Это история. Но в каждой истории есть символ, образ того, что являет Господь для рода человеческого. И мы видим, что часто так случается: в тяжелых обстоятельствах, когда народ накрывает какая-то серьезная беда, он начинает обращаться к Богу, просить Его о помощи. И эта молитва сильно контрастирует с нашей повседневной молитвой: в дни безбедного жития человек не способен от всего сердца родить такую молитву, которую он обращает к Богу в очень стесненных и болезненных обстоятельствах.

Если современный верующий человек вырос в спокойной обстановке, имел возможность совершать «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте», то, скорее всего, он ценил эту жизнь, но вот жить «во всяком благочестии и чистоте» не очень старался. Да, мы всегда желали покрова Пречистой над нами, всегда молились о нем, но задумаемся: а что именно мы просили у Божией Матери? Покрова над чем? Или для чего? Вероятнее всего, мы просто молились, чтобы нам было хорошо или было еще лучше, чем сейчас. Но об этом ли мы должны просить Пречистую, когда обращаемся к Ней с просьбой покрывать нас Своим покровом благодатным?

Господь пришел, чтобы спасти нас и ввести в вечную блаженную жизнь, и всякая наша молитва ко Господу – это молитва о спасении. И обращение к Пречистой – это просьба, чтобы Она нам помогала спасаться, а путь христианина в Царство Божие – это путь на личную Голгофу. И мы знаем, что без Голгофы для верующего человека не может быть спасения, не может быть преображения.

На вопрос двух любимых учеников, может ли Христос посадить их в Царствии Божием одного одесную, а другого ошую, то есть справа и слева, Господь говорит неожиданные слова: «Посадить вас справа или слева в Царствии Божием не от Меня зависит, а от того, кому уготовано (то есть от вас самих)». Но единственное, что Он может им пообещать именно как условие того, что они сядут справа или слева от Него в Царствии Небесном, это то, что чашу, которую Он пьет, и они будут пить, и крещением, которым Он крестился, и они будут креститься. Ученики выразили готовность делать это (см.: Мф. 20, 23).

Святая Церковь говорит, что в лице святых апостолов Господь этот важный жизненный нерв определил для всех Своих последователей. Вот эти слова Христа: «Где Я, там и слуга Мой будет» (см.: Ин. 12, 26).

И поэтому в наступившие непростые дни самое главное – не унывать. Когда апостолы плыли на корабле во время разыгравшейся бури, они устрашились, что сейчас придет их конец, погибель, и разбудили Христа со словами: «Господи, спаси нас, погибаем». А Господь сказал: «Как вы боязливы, маловерные» (см.: Мф. 8, 23-26).

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не нашествие искушения, но слабость духа производит страх. Блаженный Феофилакт Болгарский добавляет: Господь Своими словами показывает, что боязливость привлекает опасности. И поэтому первое, что часто делает Христос, это успокаивает учеников. А это значит, что мы должны верить, что Господь никуда не ушел от нас, Он с нами, ведет нас ко спасению и постоянно просит, чтобы мы не страшились, потому что за страшливостью теряется мир, а при потере мира человек перестает быть христианином.

Новости из средств массовой информации в основном направлены на то, чтобы подорвать наш внутренний мир, мощнейший информационный поток, который можно сравнить то с холодным, то с горячим душем, есть чаще всего не что иное, как информационный хлам и мусор, на который не следует обращать внимание, потому что, вляпавшись в него, мы теряем мир. Мы становимся злыми, раздражительными, мы перестаем быть нормальными людьми, мы становимся волками.

И поэтому для каждого из нас сейчас Господь определяет единственное делание в своем внутреннем человеке – это покаяние. Хотим мы или не хотим, в силу того что мы так часто пренебрежительно, бездумно, с ленью относились к таланту нашей веры, возможно, и происходит то, что происходит. И самое главное для нас как верующих людей – это обратиться ко Господу с покаянием в своих личных грехах, обещать исправиться и молиться о спасении. Он ведет каждого из нас путями, ведомыми для Него, но не для нас. Он знает лучше, как нас ко спасению вести. Но будем помнить, что при этом шествии никто нас не освободил от исполнения тех заповедей, которые Христос нам поручил исполнить, обетовав за них вечную блаженную жизнь.

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы в мире со Христом мы совершали самую главную заповедь: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 33). Будем хранить мир, будем молиться Господу о том, чтобы как можно скорее прошла эта напасть. Но будем срастворять эту молитву своим личным глубиннейшим покаянием.

Аминь.

С праздником Покрова всех вас, дорогие братья и сестры!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Покров Пресвятой Владычицы

нашей Богородицы и Приснодевы Марии,

 14.10.2022