С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Как известно, евангельское чтение является в определенном смысле одним из эпицентров Божественной литургии. В сегодняшнем Евангелии от Луки четко обозначены золотые законы спасения, без которых верующему человеку не войти в вечную блаженную жизнь (см.: Лк. 6, 27-36).

Предельно просты слова Христа к апостолам, к ученикам, к народу, который слушал Его проповедь: христианин призывается любить своих врагов, благословлять проклинающих, молиться за ненавидящих. Он говорит о том, что если мы даем в долг людям, то ничем не отличаемся от язычников, которые тоже поступают таким образом. Если мы хотим, чтобы с нами люди поступали по-доброму, то должны поступать с ними так же. Заканчивается поучение такими словами: «Будьте милосердными, как и Отец ваш Небесный милосерден есть».

Что значит быть милосердным? В переводе с греческого языка это слово означает буквально «сострадательный», а значит, призыв Христа звучит так: будьте сострадательны так же, как и Отец ваш сострадателен есть. В слове «сострадание» корнем является «страдать». Значит ли это, что Христос призывает нас все время находиться в состоянии страдания?

Зачем Христос говорит о том, что если мы ожидаем от людей, которым дали взаймы, возвращения долга, то не отличаемся от язычников или грешников? Он хочет сказать, что человек, не водимый законом Христовым и даром благодати, по сути дела, в жизни ищет только одного: он не хочет сердцем страдать. Счастье свое человек полагает в одном – сделать так, чтобы сердце не страдало, и, если оно не будет страдать, человек чувствует себя счастливым. А Христос переворачивает все с ног на голову, утверждая, что без сердечного страдания невозможно в Царство Божие войти.

И после призыва быть сострадательными или милосердными следуют притча и поучения (см.: Лк. 6, 37-46). Сначала Господь говорит, что если слепой ведет других слепых, то не все ли упадут в яму. Затем Христос говорит о том, что ученик не выше учителя и, даже усовершенствовавшись, он не будет выше, чем учитель его. И далее: «Зачем же вы говорите Мне: «Господи, Господи!» – и не исполняете того, что Я вам заповедаю?».

Вот тут очень многое встает на свои места. Христос, Божественная Воплотившаяся Истина, пришел и не только дар благодати принес, но и на понятном человеческом языке объяснил то, без чего наше спасение не может состояться. С одной стороны, Господь хочет засвидетельствовать для каждого из нас, что Он, Христос, не слепой и не может, ведя нас, вместе с нами в какую-то яму упасть. Свидетельством того, что это так, было Его воскресение, вознесение и ниспослание человечеству Духа Святаго.

С другой стороны, Христос хочет сказать, что путь ко спасению находится только у зрячего Учителя, Он – единственный на земле, больше нет и не будет никого другого. Доверяя ему, мы должны четко знать, что то, о чем Он нас просит, является краеугольным камнем нашего спасения. А просит Он нас сделать так, чтобы наше сердце было милосердным, сострадательным.

С чего начать? Все очень просто: если даешь в долг, то не думай, что тебе возвратят, молись за врагов, люби ненавидящих. Христос в этой же беседе говорит: «Не судите, да не судимы будете, не осуждайте, да не будете осуждены». Да, это очень высокая планка жизни, но без этого не может состояться все то, ради чего мы здесь в храме находимся, ради чего мы подвизаемся, молимся, постимся. Если сердце твое не трогает боль человеческая, которая тебя окружает, причем неважно, что это за человек, ближний твой или дальний, то тогда, с точки зрения спасения, грош тебе цена.

Апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении также говорит о нашем делании на духовной ниве: «Для скупо сеющего и плод будет очень скупым. А для обильно сеющего, с расположенным сердцем к Господу, плод будет обильным». И дальше апостол добавляет, что доброхотно дающего, то есть от сердца, с желанием помочь человеку, любит Бог (см.: 2 Кор. 9, 6-7). А что значит любит? К тексту Священного Писания неприменимы наши земные мерки: это не та любовь, которая бывает между людьми. Часто мы говорим, что любим друг друга, любим ближних, клянемся ими при встрече, но на деле за этими словами ничего не стоит.

Если доброхотно дающего человека любит Бог, это значит, что такой человек уже вписал себя в книгу жизни, в книгу спасения. Через доброхотную подачу своего добра ближним человек делает свое сердце сострадательным, открывает его для Бога и для вечной блаженной жизни. Над данным стремлением каждый из нас должен постоянно работать.

Сердце человека, который живет в миру и погружен в суету, чаще всего жестоковыйно, оно окаменено. Средство спасения или, лучше сказать, средство сделать свое сердце способным в себя божественный дар спасения впустить Господь нам дает. И заключается оно в том, чтобы любить всех тех, кто нас окружает, и страдать вместе с ними сердцем. Тогда все будет хорошо, тогда по-евангельски мы будем сынами Отца нашего Небесного.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 18-ю по Пятидесятнице.

16.10.2022