Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Мы с вами слышали повествование из Евангелия от Луки, которое привел Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он рассказывал эту притчу не только перед апостолами, но и перед фарисеями, которые окружали Его. В каком же контексте была рассказана притча? Сначала Господь рассказал притчу о неверном домоуправителе. Потом сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда обнищаете, они вас приняли в вечные кровы», – за это фарисеи начали смеяться и издеваться над Ним. Евангелист отмечает, что они были сребролюбивы. И Господь обратился к ним со словами: «Вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши. Ибо то, что высоко перед людьми, есть мерзость перед Господом» (см.: Лк. 16, 9-17). Это, пожалуй, одни из самых жестоких слов, которые можно найти в евангельском тексте.

Дальше Господь продолжил так: «Ибо закон и пророки прорекли до Иоанна, поэтому от дней Иоанна Крестителя Царство Божие силою берется и только употребляющие усилия входят в него». И вот далее следует притча о богаче и Лазаре.

Славянский, да и русский переводы притчи не в точности передают одну из характеристик жизни богача, как она обозначена в греческом подлиннике. В славянском переводе мы читаем, что богач жил, «веселяся на вся дни светло». Вместо слова «веселяся» правильнее было бы сказать «доставляя себе удовольствие». А слово «светло» следует понимать так: со всяким великолепием, пышностью и блеском. Стиль жизни богача резко контрастирует с тем, что происходит на его глазах с Лазарем: под его воротами, при въезде в дом лежит нищий, который сильно болен, покрыт струпьями, и псы приходят и лижут раны его. И говорить о том, что богач по неведению не знал, что творится за забором его усадьбы, очень наивно, потому что потом окажется, что он знает даже имя Лазаря.

Притча ужасает нас не тем, что ждет греховно живущего человека за порогом вечности, – мы знаем это из многих мест Библии. Но она ужасает тем, почему, то есть по каким причинам человек там оказывается. Внимательно вчитавшись в повествование, мы видим: Христос не сказал, что богатство – это плохо. Более того, во время земной жизни богача его никто ни разу не осудил. Видимо, промыслом Божиим было устроено так, что чего-то ждал Господь от самого богача, но он ничего не сделал. И вот когда богач оказался в аду, Сам Христос говорит об этом четко, и начал мучиться страшно, то он возопил к Аврааму, поскольку знал, что для него Авраам – родоначальник, он по плоти – от Авраама. А что это значит? А то, что он должен был быть наследником Царства Божия или Царства Мессии, а он вдруг в аду. Богач, превозмогая собственные страдания, просит праотца о главном – послать Лазаря к его пяти братьям, чтобы те, увидев его, покаялись. На это Авраам отвечает, что они имеют Моисея и пророков, пусть их слушают.

Дальше интересно получается: богач не говорит о том, что, если бы он сам имел Моисея и пророков и читал бы их, то тогда, может, и не вел бы такую распутную жизнь. Если не говорит, значит, у него был Моисей и пророки и он их читал. Но почему-то не помогло. А Авраам продолжает: «Если Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят ему». И вот это самое, пожалуй, страшное, что происходит в жизни и богача, и его братьев: имея Моисея и пророков, почему-то они их не слушают. Почему же?

Моисей и пророки для ветхозаветного человека были компасом, который должен был вести иудеев в Царство Божие или в Царство Мессии на языке ветхозаветных иудеев. Почему же не вел? Если кормчий на корабле будет тешиться одним осознанием того, что у него есть компас, который будет в тумбочке лежать, то судно приплывет невесть куда и разобьется невесть как о скалы. Ведь компас дан для того, чтобы, постоянно глядя на него, – и это главное условие – идти к цели. Компас есть лишь образ Священного Писания. А ведь и у нас Евангелие лежит на полках, пылится, мы в него не заглядываем, потому что, с одной стороны, знаем, что это какая-то скучная книжица, а с другой стороны, все уже и так знаем: как-то за два часа сели и прочитали, и в общем-то все уяснили, что там написано. И больше ничего. Вот на это намекает Авраам.

Обратим внимание на то, что Христос в притче в уста Авраама вкладывает именно такое сочетание: Моисей и пророки. Моисей, конечно, стоит в эпицентре учения о спасении, так как дал ветхозаветным людям десять заповедей, и все остальное строится вокруг этих нравственных требований. А пророками мы называем тех, кто указывал на Христа. Пророки очень четко обозначали то, каким будет Христос и каким будет Его Царство.

Указывая на Христа, многие пророки говорили неприятные и неожиданные слова для ветхозаветных иудеев. У пророка Исаии мы читаем о так называемом страждущем Мессии: «Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он в язве и озлоблении от Бога» (см.: Ис. 53, 4). Давид-пророк говорит так, прообразуя самоуничижение Мессии: «Аз же есмь червь, а не человек» (см.: Пс. 21, 7); «Разделиши ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий» (см.: Пс. 21, 19).

Оказывается, для того чтобы Мессию принять и в Царство Его войти, нужно соблюдать нравственные заповеди Моисея, постоянно себя исправляя, сверяясь с теми указаниями о Христе, которые оставили пророки. И если ты свою нравственность не положишь на алтарь «Моисея и пророков», то никакого Христа ты не увидишь, ни в какое Царствие Его не войдешь.

В чем ошибка богача? Удовольствие мы доставляем себе только через переживание сердечное, плоти ведь все равно, чем ее поят и кормят, как и уму часто все равно, какую информацию он получает. Таким образом, глубочайшая ошибка богача заключалась в том, что он свое сердце, именно сердце отправил на вольные хлеба и дал ему возможность заниматься тем, чем сердцу хочется. И поэтому оно превратилось в сердце животного, а может быть, даже и хуже того: «Приложися скотом несмысленным и уподобихся им» (см.: Пс. 48, 13).

Страсти, в которых его сердце захлебывалось, как ему казалось, доставляют ему огромное наслаждение. Он также понимал, что жизнь коротка и, чтобы потворство своим желаниям не приносило проблем, по нарастающей все больше и глубже в этих удовольствиях утопал. Притча свидетельствует: чем больше этим человек занимается, тем больше сердце его становится неспособным к тому, чтобы в Царство Мессии войти. И оказывается, что человек, попадающий в ад, а не в рай, виноват в этом исключительно сам: ведь все необходимое, чтобы выбрать рай и войти в него, у него имелось.

Неслучайно Христос сказал, что Царствие Божие силою берется и понуждающие себя на усилия входят в него. Для этого нам и дана жизнь. Для этого и дает нам Господь богатство неправедное, то есть не нам принадлежащее, а Богу. Такое богатство – наша жизнь, наше естество человеческое, которым мы должны правильно пользоваться, подчинять его тем нравственным законам, которые и руководствуют нас на пути в Царство Божие.

Если мы будем пытаться в жизни это реализовать, помня постоянно о том, что в Царство Божие входят усилием, все будет стоять на своих местах. И рано или поздно наше сердце, лишенное ложных удовольствий, будет способным сделаться подобным сердцу Лазаря, который голодный, больной, в струпьях лежал и стенал, но через эти страдания вошел в подвиг самого главного Страдальца, Которого имеет человечество, Господа нашего Иисуса Христа. И за это Спаситель взял Лазаря в Свои небесные обители.

Потому что сердечные страдания и боль, которые испытывает человек, пытаясь исполнить нравственные заповеди, данные Христом, как раз и открывают сердце для Христа, делают его удобопригодным для блаженной вечности. Пытаться здесь что-то переиначить, желая переписать для себя учение Церкви, сказав, что как-то подкачала она, перегнув палку, лучше не стоит. Так изволися Богу. Наше дело, если мы хотим быть со Христом, говорить: «Голос Церкви – это Твой голос, Господи! Да будет все по глаголу Твоему. Ей, гряди, Господи Иисусе!».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.

06.11.2022