С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

За богослужением мы с вами слышали притчу о сеятеле (см.: Лк. 8, 4-21). Это притча всем хорошо известна, и, к сожалению, часто бывает в нашей жизни так, что то, что мы хорошо знаем, проходит мимо нашего внимания. Из года в год как только за Литургией мы слышим слова: «Вот вышел сеятель сеять…», – тут же следует автоматическая реакция: все это я слышал не раз, знаю прекрасно, и поэтому смысл дальнейшего ускользает от нас.

Но притча – это нечто особое. Неслучайно смысл ответа Христа на вопрос апостолов: «Почему Ты говоришь народу притчами?», – таков: для того чтобы не совершать над ними духовного насилия, чтобы они не сломались под тяжестью тех заповедей, к исполнению которых притча располагает. «Вам же, – говорит Христос ближайшим ученикам, – дано знать тайны Царства Небесного».

В притче, подобно тому как, например, в народных поговорках, одно дело – то, что мы произносим, а другое дело – то, о чем говорим. И когда мы думаем, что притча уподобляет человека земле при дороге, камню, терниям, доброй земле, то мы, как это ни странно будет звучать, ошибаемся. Как если бы нас попросили объяснить поговорку «цыплят по осени считают» и мы бы пытались сделать это буквально: пересчет птенцов, которые стали взрослыми птицами, делают не весной, когда они вылупились, а осенью – до осени не все из них доживут. Или нас бы просили объяснить поговорку «лес рубят – щепки летят», а мы бы объяснили так: когда приходит дровосек и начинает бить по дереву, то во все стороны летят щепки и звук ударов топора разносится далеко. Но смысл поговорок в силу их образности совсем в другом. Вот и притча говорит не о том, о чем нам кажется на первый взгляд.

 

Ее сложность свидетельствуется тем, что апостолам, которым, по слову Господа, было дано знать тайны Царства Небесного, Христос на их просьбу объяснить смысл притчи не отказывает в этом. Он дал ее толкование, и очень интересное. Он не сказал, что человек или сердце человека уподобляется просто земле, например, при дороге. Нет, Спаситель, начав с того, что семя есть слово Божие, дальше, согласно русскому синодальному переводу (который дословно передает греческий оригинал) возгласил: упавшее при дороге есть те, кто слово Божие слышат и не разумеют. То есть получается, что под теми, кто не разумеет слово, Христос подразумевает не землю, а семя, упавшее на дорогу (то есть семя, сочетавшееся с доро́гой)! А семя, упавшее на камень (опять же не сам камень), есть те, кто … – и дальше идет объяснение Господа. И так далее. Смысл такого уподобления в том, что происходит нечто только при сочетании души человека с тем божественным словом, которое он в себя впускает: именно человек (не само по себе семя) становится подобным семени, падающему или на дорогу, или на камень, или в терние, или на добрую землю. Заканчивается притча такими словами: «Имеющий уши слышать, да слышит».

Но после притчи, по Евангелию от Луки, следует продолжение приточного поучения Господа, которое, к сожалению, не вошло в сегодняшнее зачало: Христос говорит о том, что не ставят свечу под спудом или под кровать, но ставят на подсвечнике, да светит всем; что все тайное становится явным. Сказав это, Он добавляет: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете». В этот момент, говорит Евангелие, сказали Христу: «Матерь Твоя и братья хотят Тебя видеть». Христос отвечает: «Кто Матерь Моя и братья Мои? Тот, кто слушает слово Божие и исполняет его». Итак, Господь повторно делает акцент на важности того, что мы слышим, а не только слушаем.

А что мы слышим? Притча ведь об очень простых вещах. Те, кто при дороге, это те, кто не хочет разуметь. Те, кто камень, это те, кто разумеет, но по-своему. Те, кто падает в тернии, это те, кто разумеет, но не хочет принять. А упавшее на добрую землю – это те, кто и понял все правильно, и начал исполнять. Но зачем после притчи Христос тотчас говорит о свече? В нашем доме, в быту огонь принципиально отличается от всех прочих вещей. Под спудом огонь погаснет без кислорода, а если его поставить под кровать, он сожжет ее. Свойство свечи – освещать. Господь хочет, чтобы, принимая слово Божие, мы не ставили его в разряд обычных, заурядных вещей, как мы это часто делаем. Но, приняв Его слово, мы должны поставить его на подсвечнике, чтобы оно освящало всю нашу жизнь.

Семя, падающее на добрую почву, это те, кто принял слово Божие и в терпении взращивает его. Но ведь слово Божие непростое, оно требует от нас очень многого. В первую очередь, оно требует от нас исполнения заповедей. Бог не велит нам быть ленивыми, трусливыми, постоянно находиться в суете, бездельничать, отдыхать всю жизнь. Напротив, Он говорит: «Входите узкими вратами, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель и многие идут им. А узкие врата и тесный путь ведут ко спасению, но немногие находят его… Да будут чресла ваши препоясаны, а светильники горящи… Если кто хочет быть великим, пусть будет всем слугой, а кто хочет быть первым, тот пусть будет всем рабом» (см.: Мф. 7, 13-14, Лк. 12, 35, Мф. 20, 25-27).

Заповеди Божии и есть тот свет, тот светильник, который должен, просвещая нас, вести ко спасению. Но это шествие сопряжено для нас с постоянным подвигом и трудом. Неслучайно Псалмопевец говорит: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (см.: Пс. 39, 2). Или еще: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (см.: Пс. 26, 14).

Какие же плоды должна принести душа, в терпении совершая божественные заповеди? Эти плоды – универсальны, они должны проявляться во всем спектре тех жизненных ситуаций, которые нас окружают.

Например, в магазине тебе продали очень плохой товар. Или билет на поезд дают в самом плохом месте, а в самолете – самый последний ряд и т.д. Как быть? Неприятные, чисто житейские ситуации можно ли вписывать в дело спасения? Не можно, а нужно. Господь не сказал нам: веселись в этой жизни в комфорте и уюте, Его слова были: «В терпении вашем стяжите души ваши» (см.: Лк. 21, 19). Только при таком условии ты сможешь принести хоть какой-то плод.

Проверкой же этого плодоношения будет переступание тобой порога вечности. Если ты принес плод, то сможешь сказать в этот момент Христу: «Ей, Господи, ничтоже вопреки глаголю». Но если ты оказался пустоцветом, если слышал Его заповеди сто раз и не предпринимал ничего, чтобы они стали для тебя «светом стезей Твоих» (см.: Пс. 118, 105), то будет очень тяжело.

О том, как святые принимают божественное слово, повествует сегодняшнее апостольское зачало (см.: Гал. 1, 11-19). Из книги Деяний мы знаем, что апостол Павел до своего обращения  гнал Церковь Божию, заставлял христиан страдать. Однако по пути в Дамаск ему явился Воскресший Христос, осияв его великим светом. Господь сказал: «Тяжело тебе, Павел, против рожна прати» (см.: Деян. 26, 14), – то есть идти против того, что есть на самом деле.

Когда Бог открыл в нем Сына Своего, то есть явил Христа, Павел не стал, как он сам говорит, советоваться «с плотью и кровью», но тотчас пошел в Дамаск и потом три года о Христе воскресшем проповедовал. Итак, Павел, учитель иудейский, образованнейший человек, который по плоти и крови знал очень много, не стал уповать на свои знания. Почему? Его знания были лишь удобренной землей. В эту землю он принял семя – слово Божие.

Именно поэтому притча о сеятеле делает акцент на том, что слово Божие есть семя. Подобно тому как садовник вскапывает землю и удобряет, сажает семя, потом поливает, следит, надо ли его укрывать, точно так же и слово Божие мы должны оберегать и взращивать. Это главное, что нам вверено в нашей жизни. Только с правильным отношением к принятию божественного слова мы сможем плодоносить. Иначе мы будем заниматься чем угодно, но только не тем, чем должны заниматься.

Хочется всем нам пожелать иметь внимательность к слову Божию, к чтению его, к тому, чтобы быть максимально открытыми для вхождения его в нас. Именно об этом слова Христа: «Тот, кто слушает слово и исполняет его, есть Мне и матерь, и братья, и сестры».

Что значит матерь в этом контексте? Приняв божественное слово, мы рождаем в себе Христа, Он начинает в нас возрастать, делая нас Своими сродниками со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые и есть не что иное, как обещанные блага нашего Спасителя. Ему же честь и слава во веки веков.

Аминь.

 Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.

30.10.2022