С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

За Литургией мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Луки, который именуется традиционно притчей о милосердном самарянине (см.: Лк. 10, 25-37). Это притча нам хорошо знакома, но важно одно обстоятельство, которое подталкивает законника подойти ко Христу с вопросом о наибольшей заповеди и о том, что́ надо человеку сотворить, чтобы жизнь вечную наследовать.

Прежде чем рассказать притчу, Христос в присутствии множества людей говорит так: «Вся Мне предана суть Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому пожелает Сын открыть». После этого Христос, обращаясь к апостолам и к верующим, говорит: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите, и уши, слышащие то, что вы слышите, потому что многие праотцы, пророки, цари хотели это увидеть и услышать, но не смогли» (см.: Лк. 10, 22-24).

Законник очень хорошо знал Священное Писание и понимал, что́ стоит за этими словами Иисуса из Назарета: мало того, что Он объявляет Себя Мессией, Он еще и утверждает то, что является Сыном Божиим! Законник хочет развенчать Иисуса в глазах людей как Христа, но это можно сделать, ссылаясь исключительно на исполнение дел или заповедей Закона. Книжник знает их прекрасно, а Иисус, нигде не учившийся, ничего не изучавший, не получавший от официальных религиозных властей никакого благословения, не сможет ответить на его трудный вопрос (в этом уверен законник). Писание говорит прямо: он подходит и искушает Господа в надежде, что Христос или запутается в выборе вариантов ответа, или ответит что-то не так, и тотчас людям станет ясно, что Он не может быть Мессией.

Христос отвечает неожиданно: Он просит самого законника ответить на вопрос, который, по сути дела, упирается только в одно – выяснить, кто есть твой ближний.

Законнику известно, что Иисус общается с мытарями, грешниками и блудницами, поэтому в народе, с подачи фарисеев, Его уже называют «ядцей и винопийцей, дру́гом мытарям и грешникам». Но ведь Мессия, Спаситель израильского народа, пришел Закон не нарушить, а исполнить. И Сам Иисус об этом говорил. Как же его можно исполнить, если общаться с людьми нечистыми, скверными, такими как мытари и блудники? Вот мысли законника.

Господь же в Своем ответе идет еще дальше расчета вопрошавшего и неожиданно приводит пример, который в глазах ортодоксальных иудеев был, в принципе, еще более неприемлемым. Он ссылается на самарянина – человека, с которым иудеи общаться ни в коем случае не могли. Общение, беседа с таким человеком, даже прикосновение к нему считалось для иудея осквернением. Однако Господь поступает мудро: Он обезоруживает сердце законника и вводит его ум через Свой рассказ в область здравого смысла. Заканчивается притча важным вопросом Христа: кто есть ближний для того, кто попал в беду?

И законник даже вымолвить слово «самарянин» не может, он боится даже от произнесения этого слова оскверниться и говорит: тот, кто сотворил милость с ним. И на это Христос без всяких дальнейших рассуждений о том, кто есть ближний или дальний, говорит: «Иди и ты твори то же самое».

То, что очень просто обозначено Христом, хотим мы этого или не хотим, является одним из самых болезненных нервов жизни верующего человека, потому что, с одной стороны, как законник, мы знаем, что нужно возлюбить Бога и ближнего, с другой стороны, мы всячески пытаемся уйти от истинного понимания того, что ближний мой – это абсолютно каждый, кто нуждается в какой-то человеческой, то есть в моей в том числе, помощи. До тех пор, пока мы не захотим признать правоту Божественного откровения, Божественной любви и Божественного милосердия, никакого спасения нам ждать от своих подвигов не следует.

Тот способ, которым самарянин оказывает милосердие, не может не возрадовать Бога: он не просто кому-то что-то дал, он не просто что-то для кого-то сделал. Нет.

Писание повествует: вот идет священник, безусловно, занятый человек, у него много послушаний, и то послушание, на которое он торопится в Иерусалимский Храм, может быть самое важное, от него могут зависеть, возможно, судьбы многих людей. Левит – то же самое. И прикрываясь религиозными аспектами своей жизни, занятостью, самые религиозные по должности в Израиле люди проходят мимо своего страждущего соплеменника.

Писание не говорит, был ли занят чем-то самарянин, но оно и не говорит, что он был бездельник, просто ездил от скуки по Палестине на ослике и смотрел, кому бы чем помочь, нет. Как ни странно, у него оказались елей и вино: может быть, он ехал к кому-то, кто ему был очень дорог и в тот момент очень нуждался в его помощи.

Самарянин останавливается перед страждущим, прекрасно понимая, что перед ним иудей, то есть тот, кто в здравом состоянии никогда бы не приблизился к нему, самарянину. И это свидетельствует о многом.

Самарянин делает немало: возливает елей и вино на раны болящего, затем, посадив его на своего ослика, привозит на постоялый двор, всю ночь ухаживает за ним, уходя, оставляет гостиннику два динария – достаточно большая сумма – и просит его позаботиться о страждущем, обещая возвратить долг, если будет издержано на гостя больше, чем было оставлено. Но самое главное другое: самарянин понимает, что этого спасенного им человека он больше никогда не увидит. Так почему же он тогда должен будет воздать за него (то есть самарянин специально возвратится на этот постоялый двор) еще что-то гостиннику, если последний издержит больше оставленного?

Жизненный вопрос для нас: в чем на примере Самарянина заключается истинное милосердие – должен как можно чаще мучать наше сердце. Ведь если мы себе правильно на него не ответим, абсолютно никакого прока от наших механических дел благочестия не будет, никакого спасения не произойдет.

Святая Церковь накануне Рождественского поста, который располагает нас к тому, чтобы творить дела милосердия, мудро дает каждому из нас еще и еще раз идеал истинного служения ближнему, а в его лице и Богу, потому что Христос неоднократно говорит, что там, где ближний, там и Он.

В сегодняшний день хотелось бы всем нам пожелать, чтобы притча о милосердном самарянине для каждого из нас была руководством к действию, и не только в этот пост, но и желательно всегда. Делая и поступая так, мы войдем в подвиг того Милосердного Самарянина (как называют Святые отцы нашего Господа Иисуса Христа), Который пришел и не пожалел Своей жизни, и пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас для того, чтобы нас, как впадших в разбойники, спасти, вывести из того страшного состояния, в котором мы терзаем сердце страстями, грехами, бедами и болезнями. Христос нас излечил, но и от каждого из нас ждет того, чтобы те дела милосердия, которые мы должны совершать по отношению к нашим ближним, помогая им, помогали бы и нам самим, исцеляя наши сердца и исправляя наши пути ко спасению.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 24-ю по Пятидесятнице.

 

27.11.2022