С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Луки, который традиционно именуется зачалом об исцелении согбенной женщины (см.: Лк. 13, 10-17). В нем повествуется о том, как Спаситель наш Господь Иисус Христос исцелил в день субботний женщину, которая восемнадцать лет была скорчена, пригнута к земле.

Проповедуя в синагоге, Господь увидел ее среди прочих верующих. Он попросил ее подойти, вернее, подползти к Нему, поскольку она могла передвигаться с трудом. Возложив на нее руку, Господь сказал, что она здорова.

Исцеление скорченной женщины для верующего человека не просто событие, которое случилось когда-то.  Согбенная женщина является символом в каком-то смысле каждого из нас. Согласно учению Церкви, которое в данном случае достаточно прямолинейно, человек, приходящий в этот мир, неся на себе следы грехопадения, буквально пригнут к земле, не может смотреть на небо, толком не может нормально ходить пред Господом своим.

Почему же согбенная женщина получает от Христа исцеление и еще удостаивается награды в виде наименования «Дщерь Авраамова»?

В Евангелии от Луки мы читаем, что, когда Господь совершил исцеление и народ начал прославлять Его, Он, обратившись к людям по поводу произошедшего чуда, сказал: «Чему уподоблю Царство Небесное?». И, помимо притчи о горчичном зерне, привел притчу о том, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина положила в три меры муки до тех пор, пока не вскисло все (см.: Лк, 18, 21).

Что же женщина совершила или, лучше сказать, совершала перед Богом? Есть хорошее слово «дисциплина», имеющее латинские корни. Изначально оно обозначало ученичество: то есть тот, кто является учеником, проявляет по отношению к своему учителю дисциплину. В этом смысле мы можем сказать, что одним из основополагающих моментов в деле нашего спасения является дисциплина духовная, то есть необходимость исполнения заповедей Божиих вне зависимости от нашего желания. Если ты хочешь быть там, где твой Учитель, ты должен делать то, о чем Он тебя просит, и то, что́ Он тебе повелевает, а не то, что́ тебе хочется, и не так, как тебе видится.

Господь неслучайно рассказывает притчу о закваске: в контексте рассказа Христа соединяются моменты из истории исцеленной женщины и той, которая положила закваску в три меры муки. По учению Святых Отцов, три меры муки символизируют человеческое естество – это дух, душа и тело. И это значит, что духом благодатным и верой в Христа было пронизано все естество женщины – и дух, и душа, и тело. И это случилось в силу ее величайшей дисциплины перед законом Божиим, который она неукоснительно соблюдала.

Посмотрим на себя: мы совершаем заповеди Божии, пока чувствуем себя более или менее здоровыми и в настроении. Но один раз чихнул, два раза кашлянул, температура слегка поднялась – все, вопрос исполнения заповедей закрыт. Куда идти, зачем что-то делать? Я больной. А вот женщина, восемнадцать лет пригнутая к земле, на корточках вползает в синагогу каждую субботу – почему, что ей надо?

Она не может себя извинить тем, что сильно больна. По всей вероятности, она исповедует свою болезнь как наказание за грехи. И вот под таким гнетом совершения заповедей она стала буквально адамантом веры. И не только ее дух, но и душа, и тело были горящими и пламенеющими перед Господом, исповедовали Его правоту всегда. И неукоснительность пребывания в том, в чем она пребывала, стала закваской, которая всквасила всю ее, и она была готова для того, чтобы из ее любви к Богу Господь, как из теста, испек хлеб, прекрасный, вкусный, пышный, – и запечатлел это отношение для блаженной вечности. И это было сделано.

Обратимся к себе. Дисциплина присутствует в нашей жизни, но она ведь часто направлена на внешнее. Да, молитвенное правило, регулярное хождение в храм, участие в исповеди, других церковных Таинствах – все это регулирует внешнее наше житие-бытие, иногда, может быть, душу слегка зацепит, а может и нет, потому что, когда уже двадцатый или сотый раз подходишь, делаешь все на автомате, на автопилоте, и почему-то тебе кажется, что в этом и заключается твое дело спасения.

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел дает удивительные советы, как нужно подвизаться верующему и какой акцент должно делать на внутренней дисциплине. В пятой главе Послания к Ефесянам апостол призывает верующих быть не немудрыми, но разумными, ходить, как чада света, не участвовать в делах тьмы, вести себя осторожно, как мудрые. И дает еще такую заповедь: «Не упивайтесь вином, в котором есть распутство, или распущенность, но исполняйтесь Духа Божиего, поя Ему псалмы, и молитвословия, и песни духовные, прославляя Его в сердцах своих» (см.: Еф. 5, 15-21).

Интересно это противопоставление: с одной стороны, упиваться вином, а с другой стороны, исполняться Духом – термин, который стоит в подлиннике, обозначает «наполняйтесь от Духа».

Когда была Святая Пятидесятница и Дух Святой сошел на апостолов, люди, глядящие на них, думали, что они пьяны. Почему? Потому что вошедший в их сердца Дух, сделавший их Себе храмами, буквально опьянил их блаженством общения с Собой. Но если Духа нет? Апостол Павел, поскольку до своего обращения ко Христу был фарисеем, как никто другой прекрасно знает, что человек, который закоснел во внешнем, не совершенствуя свое внутреннее, но желая достигнуть полноты переживания счастливой жизни, нередко прибегает к вину, чтобы опьянеть.

Апостол, зная, что сердце человека создано для блаженства и счастья, переживание которых действительно в каком-то смысле можно уподобить опьянению, говорит: нет, не пейте, исполняйтесь Духа Божиего. Тогда только будет истинное переживание блаженства.

Но как исполниться Духом? Как Его привлечь? Апостол Павел говорит: прославляя Его и поя Ему псалмы, и молитвословия, и песни духовные, веселясь в сердце о Нем. Но мы знаем, что Дух Святой приходит только туда, где чисто, где есть истинное покаяние и человек очень дисциплинирован, то есть жизнью своей может ответственно гарантировать, что, если Дух Божий придет, он не посрамит это пришествие.

Именно по этой причине, обращаясь к сегодняшнему евангельскому зачалу о женщине согбенной, о том деле, которое она совершила перед Богом, за что и была прославлена Христом, стоит задуматься и о своем православии. Задуматься о тех делах, которые мы совершаем внешне, и о тех делах, которые мы внутренне не совершаем, не напрягаемся и не собираемся напрягаться, чтобы стать лучше, чище, чтобы вся жизнь откликнулась радостью о Господе, чтобы те псалмы, которые апостол Павел заповедует петь, напоили наши сердца теплотой и любовью, чтобы осветили наши умы духовным восторгом тех истин, которые в этих псалмах сокрыты. Но это все приобретается очень кропотливым трудом, который может быть смело обозначен как подвиг, подобный тому, что совершала женщина, согбенная в течение восемнадцати лет.

Хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, и себе, конечно, в первую очередь, чтобы мы имели перед духовными очами этот случай с исцелением женщины и помнили, что только самоотверженная работа над усовершенствованием своей внутренней дисциплины может гарантировать нам хоть какие-нибудь спасительные плоды.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 26-ю по Пятидесятнице.

 11.12.2022