Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали Евангелие от Луки, где повествуется, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос исцелил десять прокаженных мужей (см.: Лк. 17, 12-19). Спаситель повелел им пойти показаться священникам, чтобы очиститься, и когда они пошли, выполняя наказ Господа, то увидели, что очистились. Но только один из десяти вернулся, упал в ноги ко Христу и поблагодарил за исцеление. Это был самарянин.

Писание говорит, что он велием гласом, то есть громко крича, благодарил Христа, и, конечно, девять других исцеленных мужей слышали его, но не вернулись. Это смутило и опечалило Воплотившегося Бога, и Он вопросил: «Не десять ли очистились, где же девять?». А самарянину сказал: «Вера твоя спасла тебя».

Святая Церковь, предлагая нам это евангельское чтение, делает важный акцент на благодарении Бога. Без него не может состояться наше спасение. Потому что проявление благодарности является проявлением любви к Богу, откликом на Его милость к нам, а то Царство, в которое мы стремимся, есть Царство Божие, Царство любви, Царство милосердия.

Как следует понимать слова Христа, обращенные к самарянину: вера твоя спасла тебя? Господь имеет в виду не только то, что он получил исцеление от проказы, неизлечимой болезни. Нечто большее произошло с этим человеком, но не в момент исцеления, а раньше, заблаговременно. Что-то случилось, подвинулось в его душе, и именно эта подвижка дала ему возможность подойти ко Господу и поблагодарить Его.

Евангелие от Луки является особенным: в первых стихах первой главы, обращаясь к державнейшему Феофилу, евангелист Лука пишет, что начинает свое повествование по тщательном исследовании всего и по порядку, чтобы дать Феофилу твердое основание того учения, в котором тот уже был наставлен (см.: Лк. 1, 1-4).

В Евангелии от Луки продумана каждая деталь, и нельзя не обратить внимание на то, что, читая об исцелении прокаженных, мы остаемся под впечатлением слов Христа: «Не десять ли очистились, да девять где?» и «Вера твоя спасла тебя». А далее повествуется, что Христос был спрошен фарисеями о том, когда придет Царство Божие. Он ответил: «Оно с усмотрением не придет, потому что Царство Божие внутрь вас есть» (см.: Лк. 17, 20-21).

По мнению святых толкователей, эти слова Христа являются эпицентром всего учения о том, что есть Царство Божие. Как они связаны с чудом исцеления прокаженного? Слова Христа: «Вера твоя спасла тебя», –обращенные к самарянину, свидетельствуют о том, что не только от проказы человек исцелился, но он в Царство Божие вошел, вера спасла его – все, он там.

Но за счет чего он спасен, почему Царство Божие оказалось достоянием его сердца? По всей вероятности, так случилось потому, что он умел благодарить – без благодарности в Царство Божие не войти. Это естественное для человека чувство, без которого невозможно жить. Даже животные умеют выражать нам свою благодарность. А тут Бог, Который вызвал тебя из небытия, сотворил, промышляет о тебе, еще и спас тебя, пролив Свою Пречистую Кровь. Как можно не подвигнуться сердцем в знак благодарности Богу за то, что Им для нас сделано?

Однако нередко такое бывает в жизни: мы очень черствы, грубы, равнодушны, сердце наше не способно благодарность родить, как будто оно из железобетона. На примере исцеленных мы понимаем, что, даже вступив в личное общение с Богочеловеком, взглянув Ему в глаза, получив от Него исцеление от неисцелимой болезни, можно пройти мимо.

Согласно учению Церкви о человеке, первородная порча коснулась каждого из нас, как тление, как страшная болезнь и язва. Это и есть, по сути дела, проказа, и все мы страждем от этой болезни и понимаем, что эти струпья духовные – страсти, как мы называем их в молитвословиях, – мучают нас и терзают, и нам необходимо, чтобы кто-то пришел и помог нам исцелиться.

Истинная сердечная благодарность похожа на родник тепла, любви, света, без которого мы не можем жить, она постоянно сподвигает нас еще и еще благодарить. Но ведь бывает и по-другому: мы замыкаемся на себе, отворачиваемся от Того, Кто оказал нам помощь, и таким образом уходим от Христа, как эти неблагодарные исцеленные прокаженные пошли прочь.

Почему же девять не вернулись ко Христу? Вероятно, это было связано с их высоким мнением о себе. Заболев проказой, они считали болезнь каким-то недоразумением, какой-то ошибкой Божественного промысла. Почему? Да потому что они были сродниками по плоти от Авраама, истинными израильтянами, которые педантично исполняли дела закона. И им оставалось только дождаться, когда придет Мессия и их в свое Царство введет, и тут вдруг болезнь.

А если они не виноваты в болезни, тогда и то, что совершает над ними Христос, вроде, так и должно быть, все встало на свои места по справедливости. Это их и разворачивает идти к священнику для того, чтобы засвидетельствоваться перед ним, что они «несмь якоже прочие человецы грешницы» (см.: Лк. 18, 11).

Есть такая народная поговорка, премудрость: глупый человек в старости становится злым, а умный – добрым. Если мы не будем добрыми, мы не только будем свидетельствовать о своей бестолковости и глупости, но и в Царство Божие не войдем. И нужно быть внимательным к тому, что постоянно предлагает нам Святая Церковь делать в жизни: она развивает в нас, иногда через силу, только один навык – благодарение ближнему и Богу.

На первых порах даже механическое понуждение себя благодарить и другого человека, и Бога принесут плод. В древности огонь добывали так: вставляли деревянную палочку в дырку в камне и долго ее вращали. Сначала дым начинал есть глаза, а потом возгоралось пламя – то же самое должно происходить и с нами.

Хочется пожелать каждому из нас, чтобы мы не жалели сил на то, чтобы в себе дар благодарения открыть. Как только это произойдет, вспыхнет в сердце любовь к Богу, истинная, чистая, святая. Тогда многое прояснится для нас и в отношении самих себя, и в отношении того, сколь благ Господь. Тогда слова Христа, которые Он обратил некогда к исцеленному прокаженному-самарянину: «Иди, вера твоя спасла тебя», – обязательно сбудутся и над каждым из нас. Пусть будет так.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 27-ю по Пятидесятнице.

 

18.12.2022