Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, и с новолетием! Сегодняшняя Неделя именуется Неделей пред Рождеством Христовым, Неделей святых отец – всех тех, кто своею жизнью, своею верою, своею плотию послужили для того, чтобы в мир пришел Богочеловек, Спаситель Господь наш Иисус Христос. Церковь прославляет их и свидетельствует о том, что для человека, который любит Бога, не бывает никаких преград.

Мы чествуем тех, кто жил до Рождества Христова, то есть не имел дара спасительной благодати, которая всегда помогает нам в деле нашего спасения, в борьбе с грехом, в борьбе со страстями. Не имея этого дара, но имея веру, они жили так, как будто были людьми новозаветными. Несмотря на то, что окружал их мир, во зле лежащий, несмотря на то, что страсти, пороки, в которых буквально захлебывалось человечество, окружали их – мы знаем об этом из посланий апостола Павла – они были праведниками по вере. И даже если перед их глазами ничего абсолютно не говорило о том, что сбываются пророчества и должен прийти Мессия, они в это свято, мужественно верили и свою жизнь делали подвигом перед миром, лежащим во зле.

Задумываясь о том, как живем мы, люди новозаветные, имеющие дар Божественной благодати, которая помогает нам в борьбе с грехом и со страстями, мы должны понимать, что те, кого мы сегодня прославляем, являются адамантами веры, то есть алмазами, которые, отражая Божественный свет спасения, светят нам, как путеводные звезды, показывая, как можно и нужно жить и что все здесь зависит исключительно от самого человека.

Церковь в Неделю пред Рождеством Христовым неслучайно делает акцент на подвиге святых отец, чтобы мы укрепляли свою веру и через это шли ко спасению. Сегодня при чтении первой главы Евангелия от Матфея мы слышали слова, такие сладкие для каждого из нас: «Иисус Христово Рождество сице бе». И хотя далее говорится не о том, как происходило событие Рождества, а о том, что ему предшествовало, все-таки мы можем сказать, что через литургическое предание мы вступаем уже в реальность этих краеугольных в истории человечества событий: с завтрашнего дня начинается предпразднство Рождества, усиливается пост и Церковь начинает ежедневно включать в песнопения и молитвословия важную тему Великого Праздника.

Итак, в Евангелии говорится о великом, величайшем искушении, которое испытал праведный Иосиф-обручник, которому была вручена четырнадцатилетняя Дева Мария, когда он увидел, что Она ждет ребенка (см.: Мф. 1, 18-25). И настолько было сильно его смущение, что потребовалось божественное вмешательство, чтобы Иосифа убедить не делать того, что он задумал, а именно: отпустить тайно свою обручницу, не быть связанным с Ней как с женой, поскольку она нарушила супружескую верность. Как только Иосиф помыслил это, ему явился Ангел (по преданию, Гавриил), который сказал: «Не бойся принять Мариам, жену твою, потому что Дитя, Которое родится, будет Святым».

Для каждого из нас это очень важный урок отношения к тому, что’ происходит в мире с теми людьми, которые нас окружают. Мы не всегда бываем в состоянии понять через свою логику восприятия, определяемую нередко греховными эмоциями, что’ с человеком происходит. Даже очевидное на наш взгляд практически на сто процентов бывает на самом деле не тем и не таким, как нам кажется. Иными словами, для верующего человека самое главное то, что у всех у нас есть свидетель – это Бог, и мы должны жить перед Ним, а потом уже все остальное. Нам следует поступать, как праведный Иосиф, который не имел свидетельств, как все произошло, и поэтому готов был, руководимый страхом Божиим, по величайшему своему милосердию отпустить Деву Марию.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над этим местом Священного Писания, ставит такой вопрос: почему Дева Мария не сказала Иосифу правду тотчас после Благовещения? Златоуст говорит, что Дева молчала, потому что понимала, что не уверит мужа в том, что Она ему откроет, но только доставит повод к великому смущению, ведь Боговоплощение – это «велия благочестия тайна» (см.: 1 Тим. 3, 16), и то, что случилось, не было никогда в истории человечества и не будет. Поэтому только тогда, когда перед глазами Иосифа явилось то, что он увидел, последовало явление Ангела.

Для каждого из нас поведение Девы Марии – очень важный урок того, как мы должны вести себя по жизни, потому что и мы обладаем большими объемами информации. Каждый из нас много знает о Боге, много знает о спасении, много знает о ближнем, но не всегда уместно человеку абсолютно все, что мы о себе или о нем знаем, говорить, можно и соблазнить. Два величайших праведника – Иосиф и Дева Мария – являют нам пример того, как поступает человек, имеющий дар благодати. Это божественная, можно сказать, мудрость, которая зиждется на смирении и на принципе «не соблазни».

В сегодняшний день хочется пожелать, дорогие братья и сестры, чтобы мы были более внимательными к тому, что нас в жизни окружает. И чтобы эту внимательность мы не делали агрессивной и злой по отношению к ближним, свидетельствуя о том, что мы все о них знаем и все прекрасно понимаем, а направляли на себя, чтобы она заставляла нас задумываться, почему нам что-то не нравится или, наоборот, почему нам что-то нравится. Если мы будем больше думать о своих грехах и страстях, то это будет больше нас располагать к истинному покаянию перед Богом, и тогда мы будем меняться, становиться лучше и чище.

И тогда тот путь, который обозначается как путь ко спасению, не будет для нас сложным и трудным, потому что все встанет на свои места и тот дар, который называется даром смирения, станет неотъемлемой частью наших сердец и обязательно сделает для нас возможным вхождение в Царство нашего Господа Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 29-ю по Пятидесятнице.

 

01.01.2023