Всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества! Сегодняшняя Неделя – первый воскресный день по Рождеству Христову и второй день по празднику, когда мы вспоминаем святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

В такие дни памяти святых, как сегодняшний, нам становится понятно, насколько много зависит от того, кто человека окружает. Пришел в мир Господь наш Иисус Христос, беззащитный Младенец, и негде Ему было даже родиться – в пещере Он был рожден, положен в ясли, то есть в кормушку для скота. Когда Младенец Иисус находится еще в бессознательном состоянии, на Него начинаются серьезнейшие гонения и, соответственно, преждевременные опасности уже угрожают Ему. В сегодняшнем евангельском чтении сказано, что царь Ирод настолько озверел, что приказал убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и меньше!

Если бы не Иосиф Обручник, находившийся рядом с младенцем Иисусом, мы не знаем, как бы складывались события. История не знает сослагательного наклонения. И часто не знает потому, что по милости Божией надежные люди приходят на помощь тем, кого нужно оберегать. По слову Ангела, Иосиф с Марией бежит в Египет и там спасает Младенца.

Трогательное древнейшее предание повествует о том, что с ними был Иаков, брат Господень, сводный брат Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. Согласно преданию, Иосиф Обручник в восьмидесятилетнем возрасте был обручен с Девой Марией, четырнадцатилетней отроковицей, и это значит, что Иаков, брат Господень, был гораздо старше не только Господа, но и Девы Марии, он Ей в отцы годился. Сам Иосиф в силу своего возраста многое уже не мог сделать чисто физически, поэтому основные труды по заботе о святом семействе легли на плечи Иакова, брата Господня, и во многом благодаря ему было обеспечено семейство в первое время и в Египте, и по возвращении в Назарет.

Тот момент, что Иаков, брат Господень, был гораздо старше Христа, перекликается с евангельской историей. Сводные братья Христа недоверчиво относятся к Нему, постоянно надменно намекают Иисусу, что, если Он Христос, пусть это докажет какими-то особыми делами (см.: Ин. 7, 3-5). Их недоверие вполне объяснимо по меркам земным: они знали Иисуса как Младенца, как Отрока и не замечали в нем никаких следов того величия, которое явил Господь, когда вышел на общественное служение.

Мы также вспоминаем Давида царя. Неслучайно сегодня Церковь именует его не пророком, не псалмопевцем, а царем. Давид был богатейшим, славнейшим, красивейшим, сильнейшим человеком на земле, а кроме того обладал еще и царским величием. И важно, что царь Давид полагает счастье, блаженство человека в простом и определенном условии. Каждый из нас знает эти слова псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых, и на пути грешных не стал» (см.: Пс. 1, 1-2). Вот в чем подлинное счастье человека.

Конечно, если данные слова Давида воспринимать как мессианские, то таким Блаженным Мужем является Господь наш Иисус Христос, потому что в Нем не было греха, Он не ходил на совет нечестивых и на пути грешных не вставал. Но и каждому из нас заповедовал Он поступать так, говоря о том, каким должен быть истинный христианин.

В этой проекции, в этом контексте мы понимаем, что сегодня Церковь делает особый акцент на семье, на семействе, без которого не может состояться нормальная человеческая жизнь. От родителей зависит, будут ли воспитаны дети во всяком благочестии и чистоте. Потому что если не будет обеспечено это условие и для ребенка, и для родителей – не ходить на советы нечестивых и на пути грешных не вставать – то никакого блаженства и истинного счастья состояться не может.

Однако часто родительский долг и родительская забота сопряжены именно с проблемами и искушениями, которые были у Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, но они смогли их преодолеть. И Церковь желает каждому из нас, чтобы мы во что бы то ни стало полагали главной целью нашей жизни научить своих детей не поддаваться соблазнам вставать на путь нечестивых.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы праздник Светлого Христова Рождества вдохновлял нас на исполнение этих простых советов, без соблюдения которых все другое будет бессмысленным.

Сын Давида, царь Соломон, который увлекся и богатством, и силою, и славою, и красотою, в конце своей жизни парадоксальным образом засвидетельствовал ту истину, которую его отец обозначил, испытав все наслаждения земные, которые только может испытать человек. Он сказал очень просто: «Все суета сует и томление духа» (см.: Екл. 1, 2). Все абсолютно прах, как дым, все исчезнет, но только благочестие человеческое и любовь к Богу останутся. И они смогут поистине удовлетворить человеческий дух, сделать его счастливым и блаженным.

Поэтому всем нам, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы мы подвизались именно в этом направлении или, говоря евангельскими словами, прежде всего искали Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится нам (см.: Мф. 6, 33). А если даже не приложится, ничего страшного: самое главное, что мы будем с Господом.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 30-ю по Пятидесятнице.

08.01.2023