Всех вас, дорогие братья и сестры, с великим Господским праздником Обрезания, а также сегодня мы чтим память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Святая Церковь вспоминает событие евангельской истории, когда восьмидневным младенцем Господь наш Иисус Христос был обрезан. Этот обряд совершался по знаку Завета с Авраамом, а также по Закону Моисееву, и свидетельствовал о том, что человек является наследником Царства Мессии и принадлежит к избранному народу, которым являлись ветхозаветные иудеи.

Евангелие от Луки повествует об этом событии кратко: «На восьмой день, когда надлежало Ему быть обрезанным, нарекли Ему имя Иисус» (см.: Лк. 20, 21), – то есть главный акцент делается на том, что Господа нашего называют Иисусом. Имя Иисус – это греческое слово, оно соответствовало еврейскому имени Иешуа или допленному имени Иегошуа, которое переводилось «Бог спасает или Бог помогает». Поэтому мы говорим, что Господь наш и Спаситель, и Помощник для нас.

Обряд обрезания, который Господь установил для иудейского народа, в глазах языческого мира был нечто из ряда вон выходящее, необычное, обескураживающее, непонятное, страшное. Но более важным является еще и другое. По учению Церкви, в частности по словам апостола Павла, которые мы сегодня слышали за апостольским чтением, это был прообраз того будущего обрезания сердечного, которое надлежит совершить каждому человеку, который хочет войти в Царство Иисуса Христа (см.: Рим. 2, 28-29).

Поставим вопрос: является ли обрезание сердечное в глазах мира, лежащего во зле, подобно своему ветхозаветному прообразу, также непонятным и невыносимым, странным и даже страшным, и если да, то что здесь будет главным нервом этой невыносимости? Что будет больше всего цеплять, раздражать, злить человека, христианином не являющегося?

Если мы говорим о внешней жизни верующего, то, вероятно, это будет покорное принятие креста и страданий. Прославляя Христа, мы принимаем Его слова: «Радуйтесь и веселитесь, если будут хулить вас, поносить имени Моего ради, потому что мзда ваша велика на небесах» (см.: Мф. 5, 11-12). А если мы посмотрим внутрь человеческого духа, то приводить в ярость мiр будет добродетель, именуемая смирением. Здесь мы имеем заповедь Господа: «Вы же в мире не будьте так, как прочие: кто хочет быть князем, пусть будет всем слугой, кто хочет быть первым, пусть будет всем рабом» (см.: Мф. 20, 25-27). Смирение, которое призывает Господь каждого из нас иметь, и есть то спасительное, что низводит на человека дар Духа Святаго, делающий нас сотелесниками по плоти нашему Господу, а значит и сонаследниками Царства Небесного. Дар от Христа мы получаем не за подвиги, которые совершаем, внешние или внутренние, а исключительно за то смирение, в которое приходит наша душа от этих подвигов.

Вспоминая Василия Великого, мы видим, что для человека возможно исполнить любые заповеди Божии. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий) обращает внимание верующих на один интересный момент: в церковных святцах нет больше ни одного Господского праздника, на который бы приходилась еще и память Святого, единственный день – это праздник Обрезания и одновременно день памяти Василия Великого. Тем самым Церковь свидетельствует о высоте духовной, которую имел святитель, и каждому из нас дает возможность узреть, что все возможно для человека, но все зависит исключительно от нас.

Святитель Василий Великий подвизался беззаветно, он всего себя отдал на служение Господу. Иногда говорят, что человек горит, как свеча, в своей молитве и в своей жизни к Богу. Вспоминая мысль одного современного духовника, можно сказать о святителе так: это свеча, которая горела одновременно с двух сторон. И здесь нам есть, чем восхититься и о чем задуматься. Святитель Василий Великий преставился в возрасте 48 лет, и это также свидетельствует о том, что он подвизался, не жалея сил. Будучи сорокалетним, он говорил о себе: мое лицо как у старика. Но душой, конечно, святитель был молод. Душой он был юн, можно сказать, бесконечно красив и духовно изящен.

В этом смысле Господь призывает каждого из нас поменьше заботиться о внешнем и побольше о внутреннем, а именно о том, чтобы и смирение было, и чтобы сил для Господа мы не жалели. И тогда Господь обязательно призрит на нас и в Свое Царство введет. Помощи Божией, дорогие братья и сестры, в самом главном деле, которое мы имеем в своей жизни: иметь веру в Господа Иисуса Христа и спасаться по Его святым заповедям.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Обрезания Господня.

14.01.2023