Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с памятью преподобного Серафима Саровского, чудотворца!  

Преподобный Серафим Саровский, как мы читали сейчас в молитве, новый подвижник, но для нас он уже не новый, поскольку жил он достаточно давно и в этом году празднуется 190-летие со дня преставления преподобного Серафима. Русский православный человек очень любит преподобного, любит за то беззаветное служение Господу, которое он совершил, за тот подвиг, который он явил, показав, на что способен человек.

Читая житие Серафима Саровского, хорошо будет вспомнить слова одного подвижника благочестия: православие нам дано не для того, чтобы им гордиться, а для того, чтобы себя в нем стыдиться. Жизнь преподобного – это высочайшая планка подвига для современного христианина. Древняя Фиваида в IV-V веках обиловала подвижниками благочестия, которые являлись столпами, светочами православия, – об этом мы знаем из Добротолюбия. Милость Божия к человеку заключается в том, что в любом месте и в любое время имеются подобные древним истинные подвижники, которые не только себя спасают, но и других.

Широко известны слова преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Святой сам явился примером истинности этих слов. И мир Христов, который он имел и который никто у него не мог отнять (ср. Ин. 16, 22), действительно тысячи и миллионы людей приводит ко Христу, спасает их. Сможем ли мы подвизаться, как преподобный: удалиться в пустыньку и в чащобе на камне простоять в молитве 1000 дней и 1000 ночей практически без еды, питаясь только сниткой? Конечно, мы не сможем. Но истоки этого подвижничества у святого начинались с самых простых вещей, с азов – с покаяния, жизненно необходимого для человека, ставшего на путь спасения.

Каждый из нас призывается, взглянув в глубину своего сердца, найти там грех, страсти, очиститься от них. Преподобный Серафим воспринял слова Христа как самое насущное, необходимое, единое на потребу – и стал подвизаться. И изо дня в день, из года в год он это покаяние совершал и в конце концов почувствовал всем своим естеством, что, с одной стороны, близ Господь, а с другой стороны, что он Его не имеет в полноте дара Духа Святаго, который мог бы иметь подвижник благочестия. И это лишение подвигало преподобного на высочайшие подвиги. Для каждого из нас это повод задуматься.

Память преподобного Серафима выпадает на дни, предшествующие празднику Богоявления. Евангельское зачало сегодняшнего воскресного дня именно об этом, оно передает первые слова проповеди Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, уготовайте путь Господень, сделайте прямыми стези в степи Богу нашему» (см.: Мф. 3, 1-3). Мы называем Иоанна Предтечею, он действительно тот, кто шел перед Христом, призывая народ к покаянию, к тому, чтобы Христа принять, сделать прямыми пути, по которым пройдет Господь.

В древности у тех, кто именовался предтечами, была важная функция: они проходили по тем местам, где вскоре должен был пройти император или великий человек, и не только извещали людей, там живущих, но еще и призывали взять лопаты, ломы, кирки и выйти на дорогу, чтобы холмы сравнять, а ямы засыпать, чтобы дорога стала ровной и простой.

Это образ того, к чему каждый из нас призывается: мы должны свою душу сделать простой, удобоприемлемой для того, чтобы Господь в нее вошел. Холмы, которые мы должны срыть орудиями труда, то есть исполнением заповедей Божиих, есть не что иное, как грехи нашей гордости. А ямы, которые мы должны засыпать, есть не что иное, как грехи и страсти, которые связаны с низменными чувствами человека.

Слова Иоанна Крестителя сделать прямыми стези Богу нашему также непосредственно о покаянии – без него невозможно спасение, это, можно сказать, единственное исключительнейшее условие нашего спасения. Весь драматизм ситуации заключается в том, что покаяние – это не единократное действие, это не единовременное нечто, исполнив которое, можно сказать: все, я закончил, теперь осталось дождаться только спасения.

Святые подвижники благочестия, в том числе преподобный Серафим, утверждали, что нет в человеческой жизни момента, в который он бы не призывался каяться. Мы знаем, что преподобный Серафим еженедельно прочитывал все Четвероевангелие, это свидетельство того, что он в нем черпал для себя все новые и новые причины, чтобы покаяться в каких-то грехах. Конечно, грехи святого – это не наши грехи. Вспоминается преподобный Зосима Соловецкий, который каялся перед смертью, и священник, принимающий покаяние, в духовном восторге, исповедав и простив грехи преподобного, сказал: о, отче, если бы я имел твои грехи!

Поэтому в любом случае покаяние для каждого из нас необходимо. И начиная новый год, пусть это и формальное начало года, Святая Церковь призывает нас расположиться должным образом к самому главному деланию, которое мы в жизни имеем, должны иметь, – это покаяние. Хочется пожелать сегодня всем нам, чтобы по молитвам преподобного Серафима Саровского Господь посылал нам истинные труды в духе покаянного делания, чтобы мы, ища Царство Божие, все-таки находили его и входили в него.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 31-ю по Пятидесятнице.

15.01.2023