С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя, или воскресный день, именуется Неделей о Закхее. Святая Церковь начинает вводить нас в подготовительные недели к Великому посту.

Евангельское зачало о Закхее призвано должным образом настроить нас на прохождение поприща Великого поста. Повествуется в нем о том, как один из жителей поселка Иерихон, услышав, что Господь наш Иисус Христос, окруженный тысячами людей, идет в Иерусалим, возжелал увидеть Его (см.: Лк. 19, 1-10). Но человек это был непростой: Писание говорит, что он был старейшиной над мытарями, то есть руководил отрядом мытарей, и был богат. А еще сказано о его маленьком росте. Понимая, что в огромной толпе он ничего не сможет увидеть, Закхей прибегает к хитрости и влезает на смоковницу.

Дерево смоковница имеет гладкий длинный ствол без сучков. И можно себе представить, как этот человек, пожилой, небольшого роста, возможно, кругленький, карабкается на дерево. Люди не любили его, поскольку он командовал отрядом негодяев, которые выколачивали из местных жителей подать в казну римского государства. Одновременно Закхей являлся изгоем, человеком проклятым, поскольку продался римлянам. Люди издевались и смеялись над ним, когда он взбирался на дерево, но его желание увидеть Христа победило. Что же он хотел увидеть?

Толпа в большинстве своем почитала Иисуса как того Христа, которого народ ждал: именно как политического вождя и завоевателя, который освободит иудеев от чужеземного ига, начнет победоносное шествие по греко-римскому миру, приведет к ногам иудеев всех язычников. Эти взгляды, по всей вероятности, разделял и Закхей. И здесь важен еще один момент: начальник мытарей понимал, что Мессия, которого ждали люди, покончит с римским владычеством, а значит, должность Закхея исчезнет, источник его богатства иссякнет, возможно даже, что он будет серьезным образом наказан за деятельность против соплеменников. Но даже понимая все это, он хочет увидеть Иисуса.

И вдруг происходит нечто неожиданное: Господь с удивительной любовью, но и с тенью иронии говорит человеку, сидящему на дереве: «Закхей, слезай поскорей, потому что сегодня в твоем доме Мне надлежит быть». Таким образом Христос-сердцеведец отвечает на невысказанный вопрос Закхея. Мы не знаем, сколько времени потребовалось мытарю, чтобы залезть на дерево, но, согласно Писанию, Закхей буквально слетел со смоковницы и сразу оказался на земле. И вместо великого, славного, богатого политического вождя он увидел воплотившуюся Любовь, встретился с Ней глазами и с великой радостью повел Христа в свой дом.

Видя это, все люди роптали, потому что, по их мнению, подлинный Мессия, пришедший Израиль освободить от чужеземного ига, не может общаться с такими отъявленными злодеями, как Закхей. Но начальник мытарей, исполненный счастьем, во всеуслышание перед Христом сказал: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Русский синодальный перевод здесь не совсем точно передает суть сказанного, в греческом языке стоит настоящее незаконченное время. То есть Закхей произносит: «Господи, я пол-имения отдаю нищим и, если кого чем обидел, возвращаю четверицею». Это значит, что процесс воздаяния людям, которых он обидел, уже начался, это не где-то в перспективе Закхей обещает много, но потом ничего не сделает, перемена уже произошла.

И Господь, глядя на Закхея, вдруг называет его сыном Авраама. Нам сложно понять, кем у ветхозаветных иудеев был сын Авраама, однако мы знаем, что Авраам – великий праведник, образец благочестия, на который уповали иудеи и кичились именно тем, что они сродники по плоти от Авраама, что они имели веру Авраама, исполняли те заветы, которые ему были даны. Почему вдруг Закхей называется сыном Авраама?

Закхей обещал пол-имения отдать нищим – это действительно Авраамова добродетель, ведь сам прародитель Авраам принимал нищих, кормил, поил. Затем мы говорим, что Авраам имел веру, а не по закону жил. Но и Закхей веру имеет в то, что Иисус – Спаситель мира, в то, что Он пришел и ради него.  Господь свидетельствует об этом: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Подвиг преображения, который случается с Закхеем, выводит его из бездны ада. Воплотившийся и пришедший во плоти Бог свидетельствует, что Закхей был погибшим, крест на его спасении был поставлен – и вдруг он возрождается.

Во главе угла того, что совершает Закхей, было покаяние. Его жизнь до встречи с Христом была безобразна, зверонравна, скотоподобна: он выколачивал из соплеменников деньги, не жалея их, надмевался над ближними, поскольку был богат, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но когда он встретился глазами со Христом, в нем все перевернулось и из негодяя он становится святым и праведником.

Священномученик Климент Римский пишет, что Закхей впоследствии проповедовал вместе с апостолом Петром и мученически закончил жизнь в окрестностях Рима. Вот к чему привели мытаря начатки праведности. Блаженный Феофилакт, рассуждая над подвигом Закхея, говорит: а что он себе оставил? Да абсолютно ничего. Ничего не осталось у Закхея: он все отдал нищим, тем, кого обидел. У него осталось только одно – сердце, вера во Христа и любовь к Нему, и Господь принимает его.

Для каждого из нас это великое поучение. Конечно, мы, слава Богу, не злодеи и не негодяи. Но если смотреть вглубь своего сердца, мы непременно найдем там нечто, сродни недостаткам Закхея. Без сомнения, это в нас видит Бог. Святая Церковь дает лишь один способ выйти из этой страшной ситуации, освободиться от грехов, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь. Пол-имения, то есть все, что мы имеем, нормально отдать нищим, то есть тем, кто нуждается в нашей любви, заботе, ласке, в нашей вере, может быть. А если кого мы чем обидели, следует воздать четверицею.

Вступая в подготовительные дни к Святой четыредесятнице, будем, дорогие братья и сестры, стараться настраивать себя не на телесный подвиг воздержания, но на подвиг духовный, чтобы к концу поста стать не физически, а духовно изящными. Чтобы Господь некогда и нам смог сказать слова, блаженные и сладкие, которые услышал Закхей: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, о Закхее.

 

29.01.2023