Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, Неделей о Страшном суде!

Когда христианин приближается к посту и понимает, что предстоит ему нечто великое и важное, то он невольно озирается назад и оценивает прошедшее время. Прошлая Неделя о Страшном суде (см.: Мф. 25, 31-46) была год назад, и человек понимает, как быстро прошло время, осознает, что абсолютно ничего не сделал: в прошлый год, в позапрошлый год, три года, пять лет назад мы слышали слова Христа о необходимости посетить больного или в темнице заключенного, напоить, накормить, напитать, согреть. Но опять все прошло мимо, и мы палец о палец не ударили. А что же будет дальше? Скорее всего, то же самое, что и было. Невеселые мысли драматизируют нашу жизнь, но от этого никуда не уйти.

Поставим вопрос: так ли Христу требуется, чтобы мы ходили по больницам и темницам, или речь идет о чем-то другом? Ведь те, кто осуждается и проклинается Господом, бывали и в темнице, и в больнице, и поили, и кормили. Неслучайно эти люди с недоумением вопрошают: «А где мы Тебя видели, Господи, когда были в темнице или больнице?». Итак, они ходили туда. Но все же они осуждаются. Почему же?

Когда Господь рассказывал о том, как будет происходить Страшный Суд, то Он это делал не безотносительно, не вообще, не без повода. В Великий вторник на Елеонской горе апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, ближайшие ко Христу, спросили, когда будет разрушен Иерусалим и какие признаки кончины мира. В ответ Христос четко обозначил, как будет все происходить, но ничего не сказал о времени. Согласно Евангелию от Марка, Он сказал, что о дне и часе том не знает никто: ни Ангелы, ни Сын, но только Отец Небесный. И добавил: «Итак, бодрствуйте, и то, что говорю вам, говорю всем: бодрствуйте!» (см.: Мк. 13, 32-27). И далее следует целый цикл важных притч о бодрствовании.

Сначала была рассказана притча о верном и злом прислужниках, затем притча о десяти девах, потом притча о талантах, которые дает господин одному, второму, третьему. И только после этих притч Господь начинает повествование о том, что придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, и призывает к бодрствованию. Персонажей притч Христа можно условно поделить на положительных и отрицательных по одному простому признаку: одни верят в то, что господин (жених) придет и ждут его, другие не верят и не ждут.

Контекст притчи о десяти девах свидетельствует, что самым главным условием бодрствования, которое требует от нас Господь, является не то, что мы не будем спать, а то, что у нас будет любовь. Любовь к Богу и вера в Бога. Вот это единственное условие, необходимое и достаточное для того, чтобы не оказаться среди козлищ.

Господь понимает, что любовь в себе нельзя родить, она может осенить тебя как дар Божий, но только при определенных условиях. И поэтому Он говорит о необходимости идти туда, где сердце человеческое не может не облиться кровью при виде страданий человеческих. И если себя туда не направить насильно, ничего с твоим сердцем не произойдет.

Есть еще очень важный момент. Может быть, современный человек, читая повествование о Страшнем Суде, воспринимает его как ратование Сына Человеческого за справедливость, за правильность: чтобы у всех все было хорошо, уважение одних людей к другим необходимо. Да, это необходимо, но Господь говорит о любви. Одно дело человека почитать, уважать, делать так, чтобы ему было неплохо в жизни, зла ему не творить, а другое дело любить. Причем только той любовью, которую заповедует нам иметь Христос. А можно ли безликую массу людей, всю вместе взятую, любить?  Или требуется, чтобы каждый из нас к каждому человеку в отдельности относился с любовью? Повествование о Страшном суде предлагает нам простой способ сделать живым свое сердце.

В свое время святитель Иоанн Златоуст спрашивал: если Господь – Всемогущий, то почему Он попускает, чтобы страдали люди, умирали дети? Этот вопрос является краеугольным и для многих из нас. Златоуст отвечает очень просто: Господь делает это для того, чтобы при виде боли и страданий других наши сердца не превращались в камень, сохраняя нас, по крайней мере, нормальными людьми.

В преддверии Великого поста мы должны обратить на свои сердца особое внимание. Нам будет чем заняться. Одна из заповедей блаженств об этом: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (см.: Мф. 5, 8). Мы должны понимать, что отправной точкой любых наших подвигов с целью наследовать спасение является истинное, искреннее покаяние, направленное на очищение сердца.

Если, вступая в поприще Великого поста, мы будем делать акцент именно на этом, тогда обязательно все будет хорошо, и мы сподобимся услышать блаженные слова нашего Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от сложения мира».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. 

 19.02.2023