С воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает молебное пение в день Торжества Православия и прославляет всех тех, кто не пожалел своей жизни для того, чтобы сияла вера православная.

Для каждого из нас, давшего в Таинстве Крещения Господу клятвенное обещание блюсти и сохранять веру, крайне важной и актуальной является способность уметь эту веру хранить. Нечасто мы задумываемся о том, что представляет из себя вера православная. Но в такие дни, как сегодняшний, когда мы слышим это удивительное сочетание – Торжество Православия – мы невольно задумываемся о том, в чем это торжество заключается. Смысл слова «торжество», если мы обратимся к словарю, есть победа, ликование по случаю победы. Победы чего и над чем?

Однажды Господь сказал апостолу Петру, когда тот исповедовал Его Христом и Сыном Божиим, такие слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;  и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (см.: Мф. 16, 17-19). Действительно, по словам Христа, история древней Церкви свидетельствует о том, что врата ада не смогли одолеть ее.

Иконоборческая ересь была не узконаправленной, не была одной из прочих ересей, а это была тотальная, глобальная страшная ересь, которая делала подкоп под все христианство и возможность спасения, потому что ставила под вопрос возможность Боговоплощения. И поэтому, когда Церковь в 843 году низложила ересь иконоборческую, она тем самым засвидетельствовала, что низложены в принципе все ереси, которые были и которые будут. Но через это Церковь явила и еще другую очень важную истину: вера во Христа непобедима, вера во Христа бессмертна и какой бы страшный девятый вал или духовное цунами не захлестнули веру и Церковь, она всегда будет существовать, она всегда будет побеждать любое препятствие, любую беду, которая будет пытаться ее низложить.

Почему? Потому что это вера, не придуманная людьми, но вера, которую принес нам Господь. Это вера, которая несет в себе Божественную силу, ее нельзя победить, потому что за ней есть Бог. И вся история и древней Церкви, и новой Церкви XX века на русской земле свидетельствует о непобедимой Божественной Силе, которая присутствует в нашей вере. А это значит, что те, кто эту веру принимают, кто через эту веру вживляются в плодоносное, живоносное древо Церкви Христовой, становятся также бессмертными, и в этом заключается торжество и великое чудо.

Но вот вопрос: как можно вживиться в эту виноградную живоносную лозу? На этот вопрос хорошо отвечает сегодняшнее апостольское чтение, которое перечисляет ветхозаветных праведников, что через веру входили в жизнь вечную, но при этом претерпевали страшнейшие мучения (см.: Евр. 11, 24-40). Отсюда следует вывод, что главным условием того, что мы являемся причастниками этой веры, а значит и вечной жизни, является наша верность Господу. Верность проявляется не только в каких-то глобальных, стратегических вещах, пожалуй, самое важное и самое драматичное то, что она проявляется в мелочах.

Господь неслучайно сказал тому рабу, который не смог войти в Царство Небесное: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (см.: Лк. 16, 10). С малого в верности Господу и надо начинать: если мы не начнем с малого, не получится ничего и в глобальном смысле.

В сегодняшний день, придя в храм и участвуя в церковных таинствах, мы свидетельствуем, что всеми силами души, сердца и ума расположены к тому, чтобы быть Господу верными. Прославим, дорогие братья и сестры, всех тех, кто своею верностью засвидетельствовал любовь к Господу и желание быть с Ним. И будем молиться Ему в том числе и о себе, чтобы Он и нас научил этой спасительной верности.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю Великого поста.