Всех вас, дорогие братья и сестры, с первой субботой Великого поста! По традиции все верующие люди сегодня подходят к Святой Чаше: практически все, в нашем храме находящиеся, сейчас причастились Святых Христовых Таин, стали единой плотью со Христом. В сердцах наших раздаются гласы сердечные: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!». И это, наверное, самое дорогое, что может быть в человеческой жизни.

Господь каждому из нас дает дар Своей благодати и возможность вкушать Свои Пречистые Тело и Кровь не для того, чтобы мы праздно проводили свою жизнь, но чтобы мы имели силы исполнять Его святые заповеди. Без исполнения заповедей нет никакого смысла участвовать в Святых Таинствах Церкви и, самое главное, в Святой Евхаристии.

Какие это заповеди? Заповедей немало, однако все они нацелены на то, чтобы мы творили добро. Может быть, для современного человека это звучит банально, но сегодняшнее Евангелие помогает нам понять, что такое творить добро. Это повествование об исцелении сухорукого человека, который пришел в день субботний в синагогу (см.: Лк. 6, 1-11). Недоброжелатели Иисуса, которые хотели обличить, обвинить Его в том, что Он присвоил Себе наименование Христа, следили, не исцелит ли Он в субботу этого человека. Прежде чем совершить исцеление, Господь попросил болящего выйти в центр синагоги и, обратившись к присутствующим, сказал: «Позволительно ли в день субботний добро делать или зло, душу спасти или погубить?». Хотящие уличить Христа не имели, что сказать, и потупили взоры. Евангелие от Марка говорит, что, обычно кроткий, Господь в этот момент посмотрел на этих людей с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (см.: Мк. 3, 4-6). А дальше следует исцеление.

Вот, по сути дела, что такое делать добро. Добром является то, что необходимо сделать нормальному, пребывающему в здравом уме человеку. Если ты видишь, что рядом кому-то больно и тяжело, и никак не реагируешь, то знай, что Господь и на тебя смотрит с гневом, скорбя об ожесточении сердца твоего. И пост направлен на то, чтобы сердце наше было способно различать, где боль человеческая, а где ее нет.

Можно серьезным образом налагать на себя строжайший пост, но иметь ожесточенное сердце. Так произошло с фарисеями: они такие налагали на себя ограничения и так увлекались внешним деланием, что совершенно забывали о смысле поста. Например, в книге Деяний мы читаем об ужасном посте, который на себя однажды наложили фарисеи, зарекшись до тех пор, пока они апостола Павла не убьют, не есть и не пить (см.: Деян. 23, 12-15). Разве такой пост не полное безумие?! Действительно, бывает так, что человек, увлекшись постом, того, кто ему мешает поститься, готов уничтожить, испепелить, чтобы тот не стоял на его дороге и не мешал выполнять заповеди, как ему кажется. Где-то человек переходит точку невозврата, и сам не может этого уловить.

Сегодняшнее Евангелие помогает нам правильно определить себя. Мы постились почти неделю, каждый из нас еще раз почувствовал свои возможности и способности в плане поста. Он должен сейчас определить ту меру, которая, с одной стороны, будет давать ему возможность поддерживать в себе силы, а с другой стороны, вот это добро творить. Неслучайно сегодняшнее Евангелие также повествует о том, как апостолы проходили засеянным полем и срывали колосья, чтобы зерно из них выбирать и есть. Фарисеи их обвинили в том, что они нарушают день субботний, поскольку, по закону Моисееву, в субботу запрещались и молотьба, и приготовление пищи. Но Господь ответил: «Сын Человеческий есть Господин и субботы», – предварив эти слова другим важным принципом: не человек создан для субботы, а суббота для человека. Не человек создан для поста, а пост создан для человека. Что это значит?

Господь как Законодатель дает нам пост, чтобы он помогал нам спасаться, пост для нас создан, а не наоборот. Если мы налагаем на себя некий страшный пост, который встает на пути нашего спасения, то мы вправе его отменить, нам такой пост не нужен. Нужно только то, что способствует и помогает нам спасаться, и каждый из нас только сам может определить, какая мера поста ему нужна. С одной стороны, чтобы были силы творить добро, с другой стороны, чтобы не впадать в бездействие и праздность от того, что ты перегрузил себя подвигом и начал от этого изнемогать.

Желаем, дорогие братья и сестры, чтобы эти простые евангельские истины, запечатлевшись в наших умах и сердцах, помогали нам исполнять святые спасительные заповеди Божии.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Субботу 1-й седмицы.