Всех вас, дорогие братья и сестры, с Неделей Крестопоклонной, а также с памятью святой новомученицы монахини Екатерины (Константиновой), которая подвизалась в нашем храме. Память ее выпадает на понедельник, но поскольку в этот день не положено Литургии, по уставу Церкви, память ее мы чтим в этот день.

Сегодня мы слышали евангельское зачало, которое должно быть написано в сердце каждого верующего. Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Тот, кто хочет за Мной идти, пусть отвержется себя, возьмет крест свой и вслед за Мной идет» (см.: Мк. 8, 34). Весьма важно, по какому поводу Господь произнес эти слова, в каком контексте они появились впервые в евангельской истории.

Когда апостол Петр исповедовал Иисуса Христом, Сыном Божиим, Господь впервые открыл апостолам о том, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, пострадать там от первосвященников, книжников, старейшин, быть поругану, оплевану, убиту и в третий день воскреснуть. На это апостол Петр отвел Христа в сторону и сказал: «Учитель, да не будет этого с Тобою». Но Господь, взглянув на учеников, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (см.: Мк. 8, 27-33). И вот после этих слов, обратившись уже ко всем 12-ти ученикам, поскольку все они были солидарны с Петром, Он произнес те важные слова, которые мы сегодня слышали за Литургией.

Ученики понимали, что если Господь пойдет в Иерусалим, то и они как Его ученики туда пойдут, и если Он пострадает и будет убит, значит, и они пострадают и будут убиты. И поэтому за просьбой Петра ко Христу не ходить в Иерусалим была не забота о том, чтобы Господь не пострадал, а забота исключительно о себе, забота, которая подпитывалась тем, что они уже возомнили себя учениками Великого Священного Царя, Освободителя Израиля, и это никак не согласовывалось с той драматичной развязкой, которая была предсказана им Христом.

Господь-Сердцеведец знает эту нашу «исключительную» заботу о других, когда мы понимаем, что и нам от этого будет плохо. И поэтому не только к ученикам, но и ко всем нам обращены Его слова: «Тот, кто хочет последовать за Мной, пусть возьмет крест свой и вслед за Мной идет». Нельзя просто взять крест и погулять с ним, например по парку, потом куда-то положить, сдать и пойти заниматься своими делами. Если на рамена возложили крест, то путь будет недолгий и только в одно место – туда, где этот крест, который ты несешь, поставят и тебя на нем распнут. И ничего кроме смерти на кресте ты увидеть не сможешь. Вот к чему призывает Христос.

Правда, Он делает очень важную оговорку: не во что бы то ни стало человек должен крест взять и пойти за Ним, но лишь тот, кто хочет. Господь не может никого заставить, насильно нельзя ввести в рай, поэтому Христос предлагает: кто хочет, берите крест и идите за Мной, но только помните, куда Я иду.

Неделя Крестопоклонная в середине Великого поста еще и еще раз дает нам возможность задуматься о том, что мы вообще здесь, в православии, делаем, почему мы здесь оказались, что мы хотим от Бога. И если мы вникаем в суть того, что предлагает нам Христос, мы понимаем, что это отнюдь не опиум для народа, как называли христианство «великие философы». Опиум утоляет боль, выводит человека из реальности, в которой ему тяжело находиться, чтобы облегчить его жизнь. Но, согласно словам Христа, опиумом оказывается мiр, в котором мы живем (ср. 1 Ин. 2, 15-17), потому что он нас опьяняет и облегчает нам жизнь, отвлекает и заставляет забыть о тех условиях вхождения во спасение, которые нам Господом для этого определены.

После слов о необходимости несения креста Господь говорит дальше: «Какая будет польза человеку, если он весь мир приобретет – со всеми его богатствами, счастьем – а душу свою отщетит? Какой человек даст выкуп за душу свою?». И еще: «Кто постыдится Меня в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Своей» (см.: Мк. 8, 35-38). Более точный перевод глагола, который стоит в подлиннике, «постесняется». То есть главная проблема человека верующего не в том, что он ленится исполнять заповеди Божии, но в том, что он часто это стесняется делать перед другими. Так что же он стесняется делать? Губить душу свою ради Евангелия и Христа. Но условием блаженной вечности для души является только одно – несение своего креста вслед за Спасителем, быть ученику там, где его Учитель.

В Неделю Крестопоклонную, размышляя о даре жизни вечной, который приносит нам Господь, Святая Церковь просит нас еще и еще раз для себя четко и внятно уяснить, без чего не сможет состояться наша блаженная вечность. Ведь на деле получается часто совсем по-другому. Верующий человек знает о том, что существует у него личный крест, что он должен его нести, но постоянно противится этому, придумывает какие-то отговорки, примеряет его, как в магазине, раз, другой, третий, потом сбрасывает, потом опять вспоминает, что надо нести, опять приходит и опять уходит.

В итоге в бездумной борьбе не с Богом, а с собой проходит жизнь, истрачивается понапрасну. Мы постоянно ропщем, ноем, боимся крестоношения и в силу этой боязни никак его не начинаем.

Тогда вопрос: а с чего начать? Какие заповеди исполнять, чтобы крест прочно лег на наши плечи и мы его понесли? Как говорил один духовник, просто хватит думать о себе, начинай думать о других, о тех, кто тебя окружает. Ведь даже думая о кресте, мы думаем постоянно: а как я, что со мной, все ли будет так, как мне хочется? Это и есть не что иное, как попытка сберечь свою душу вне Христа, вне Евангелия.

По словам Святой Церкви, необходимо сделать так, чтобы в центре твоей жизни был Христос, и это можно сделать только одним способом. Сам Господь говорит: «Я в ближних твоих, человек» (ср. Мф. 25, 40). Хватить думать о себе, думай о других, и тогда ты не заметишь, как крест понесешь, перестанешь быть противником Божиим, которому Он говорит: «Отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое». Хочется пожелать каждому из нас не бояться, не страшиться креста. Ведь Церковь говорит нам, что Господь никому выше сил ничего не даст, Он знает, кто сколько может понести, только не надо бояться да стесняться.

И примером того, что человек, погруженный в суету, подобно нам, может все необходимое для спасения выполнить, является преподобномученица Екатерина, которую сегодня мы чествуем. Она по зову Господа оставила все, пренебрегла всем и пошла вслед за Ним. Ситуация, в которой она подвизалась, была непростой: сколько кругом было лжи, ропота, недовольства, обид, претензий. Но истинные подвижники благочестия понимали, что все посылается Богом исключительно для спасения. И святая разглядела даруемые Господом обстоятельства, воспользовалась ими, исповедовала Христа, не постыдилась Его словес, не постыдилась исполнять Его заповеди перед безбожными властями и гонителями. За это она, потеряв жизнь свою ради Евангелия и Господа, приобрела Царство Небесное.

Хочется пожелать, чтобы стоящие в этом храме особенно вдохновлялись великими примерами святых, под молитвенным покровом которых мы находимся. Помощи Божией всем нам, дорогие братья и сестры, в нашем крестоношении.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю Крестопоклонную, 

19.03.2023