С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с пятой Неделей Великого поста!

Сегодня мы вспоминали преподобную Марию Египетскую. Этой памятью Святая Церковь свидетельствует о той высоте духовных добродетелей, на которую сможет подняться всякий человек. Из жития мы знаем, что Мария Египетская была абсолютно такой же, как все мы. И то, что она называет себя великой грешницей, свидетельствует о том, что даже великие грешники, имеющие, однако, перед Господом покаяние, могут также войти на высоту добродетелей, которая способна ввести человека в Царство Божие.

А это значит, что ни у кого из нас нет перед Господом оправдания в том, что наша жизнь часто проходит в духовном ничегонеделании, в лености, в расслаблении, в мечтании о тех условных подвигах, которые мы бы могли совершить, если бы оказались в других обстоятельствах. Попытка человека постоянно питать и греть свою плоть, обустроить жизнь так, чтобы никто его не беспокоил, с целью, как ему кажется, нормально молиться, спасаться, ближних любить, это один из самых страшнейших видов прелести, в которой может пребывать верующий во Христа человек.

Сегодняшнее Евангелие уже приближает нас к Страстной Седмице. Оно свидетельствует, что и апостолы, которые 3 года находились с Христом бок о бок, видели Его величайшие чудеса, слышали от Него немало поучений о Себе Самом как о Спасителе мира, о необходимости подвизаться и входить в Царство Божие тесными вратами, были совсем не так, как должно, настроены на вхождение с Господом в Иерусалим (см.: Мф. 20, 17-24).

И когда Господь отвел двенадцать в сторону и открыл им, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, много там пострадать от первосвященников и книжников, быть оплевану, поругану, бичевану, быть убиту и в третий день воскреснуть, то, как говорит Евангелие, они шли, страшась, болезнуя от страха. Греческий глагол, который стоит в подлиннике, может быть переведен как «готовы были спасаться бегством». Им настолько тяжело было слышать от Христа, что Он идет и ведет их вместе с Собой на страдания, что они искали возможности уйти от той реальности, к которой готовил их Христос. Но Господь в данном случае был неумолим: Он понимал, что, если не подготовить учеников к тому, что вскоре случится, никто из них не сможет выдержать страданий, боли, мрака, которые покроют их души.

И вот, два апостола, приближенные ко Христу, Иаков и Иоанн, которым очень не хотелось, чтобы все то, о чем говорил Христос, сбылось, видимо, в попытке засвидетельствовать, что Господь шутит, что ничего этого нет, отводят Его в сторону и просят: «Посади нас в Царстве Славы Твоей одного справа, другого слева». Им кажется, что, если сейчас Христос скажет: «Да, посажу, ведь вы мои любимые ученики», – тогда пророчество исчезнет, как страшный сон, и будет опять тишь и гладь.

Но Христос говорит им: «Не знаете, о чем просите». Почему они не знают, о чем просят? Потому что никто из людей не знает, что такое Царство Божие. Апостол Павел говорит, что, когда он был восхищен до Третьего Неба, то видел и слышал то, что ухо не в состоянии слышать, а язык не в состоянии передать, выразить, – нездешнее блаженство (см.: 2 Кор. 12, 2-4). Даже ангелы недоумевают о том, что есть Царство Божие.

Господь дальше говорит им: «Спрошу Я вас: сможете ли пить чашу, которую Я пью, и крещением креститься, которым Я крещусь?». Апостолы думали, что, если сейчас они согласятся пить чашу и креститься, тотчас Христос скажет: «Хорошо, посажу вас в Царстве Моем». И они говорят: «Да, Господи, сможем». Но Христос им отвечает: «Чашу пить будете и креститься крещением страданий будете, а вот кому сесть справа или слева, не от Меня зависит, а кому уготовано». И тем самым Господь опять развенчивает мечту иудеев о блаженном земном царстве, которое течет медом и млеком.

Этот евангельский текст хорошо себе почаще приводить на память, когда мы просим Господа нас сподобить Его Небесного Царствия. Христос идет на страдание и берет нас с Собою, и обещает нам только одно: что чашу страданий мы будем пить и креститься очистительным крещением, но войдем ли мы в Царство Небесное или нет, зависеть будет не от Него, а исключительно от нас.

И в этом смысле для верующего человека открывается большое поле деятельности, но не во внешнем мире, в попытке всех прочих людей научить, а внутри себя. Слова Христовы должны постоянно нас заставлять проверять свое мироощущение: не направлено ли оно на поиск благополучия, на попытку сесть рядом с Христом в Его Царстве славы, но сделать это, не страдая?

Духовная жизнь – это развитие, движение. Представим себе, что нам нужно из одного пункта в другой попасть. Но часто человек вместо того, чтобы идти, мысленно представляет себе, как он это делает, но не идет. Из-за того что он всю жизнь это представляет, ему кажется, что он движется в Царство Небесное к победной цели. Как в стихотворении известного советского писателя, он сидит в отцепленном вагоне, спит, время от времени смотрит в окошко и недоумевает, почему все та же остановка. Ничего не происходит, а ему кажется, что все идет и все движется.

Подготавливая нас к празднику Пасхи, а Пасха есть образ невечернего Царствия Небесного, Святая Церковь еще и еще раз каждому из нас говорит о том, что путь за Христом – это путь страданий, путь на крест. Никто отсюда живым не выйдет, но все будет зависеть от того, как смерть отобразится на нас. Если в этот момент мы будем с Богом и будем исполнять Его святые заповеди, то тотчас войдем в Царство Божие, если этого не будет, не поможет смерть. Более того, она низведет нас в место, противоположное блаженному Царству.

Хочется всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать, чтобы слова Христовы из сегодняшнего Евангелия не страшили нас, как апостолов. Конечно, в подобных обстоятельствах целиком избежать страха нельзя. Но если мы самоотверженно идем за Христом, исполняя Его святые заповеди, тогда то, что зависит от нас, исполнится. Мы сможем сесть – кто-то одесную, а кто-то ошую, какая разница – главное, что мы будем рядом с нашим Господом в Его невечернем Царствии.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю Великого поста, 

 02.04.2023