Христос Воскресе! С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с памятью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова!

Святой евангелист Иоанн Богослов именуется Церковью апостолом любви. В его Евангелии, соборных посланиях, которые мы имеем, золотой нитью проходит учение о любви, но не безотносительной: по словам апостола, без любви не может войти человек в Царство Божие.

В первом соборном Послании Иоанна есть важный ответ на вопрос, для чего человек создан, ради чего все то, что с нами здесь случается, происходит: «Тот, кто ненавидит брата своего, ходит во тьме, а тот, кто любит брата, ходит во свете и знает, куда идет, а кто не любит брата, во тьме ходит, потому что тьма ослепила ему глаза и он не знает, куда идет» (см.: 1 Ин. 2, 7-11). Апостол утверждает, что ненавидеть брата – это значит находиться во тьме, и тьма здесь противополагается любви.

Однако для того, чтобы рассуждать о любви, верующему человеку важно ответить на вопрос, что такое любовь. Ведь существует столько разных определений, понятий, условностей, что легко бывает ошибиться в правильном понимании того, что под любовью имеет в виду Божественное Откровение.

Апостол Иоанн Богослов дает важный критерий, чтобы мы понимали, находимся ли мы в истинной любви или нет, – это деятельная любовь к ближним. Чаще всего мы это делать не хотим, пытаемся улизнуть от необходимости деятельную любовь в своей жизни реализовывать, но отказ от этого, по сути дела, есть начатки ненависти, о которой предупреждает апостол. Рано или поздно небрежение Божественной заповедью, нежелание ее осуществления так или иначе окажется ненавистью по отношению к ближнему.

Каким же образом надо расположить себя и подготовить к тому, чтобы истинную, а не ложную, любовь в себе открыть?

В Первом соборном послании мощный акцент делается на необходимости христианину очищать себя от грехов. Если мы этого не делаем и считаем себя безгрешными, то тогда делаем Бога лжецом (см.: 1 Ин. 1, 8-10). Почему? Потому что тогда своей жизнью свидетельствуем о том, что Христос зря пришел, распялся на Кресте и пролил Свою Пречистую Кровь во оставление грехов всего мира (ср. Мф. 26, 28), ведь у нас грехов нет и мы не нуждаемся ни в каком очищении. Вот почему лжец.

Таким образом, нам необходимо в жизни объединить два важных вектора: с одной стороны, мы очищаем себя от грехов, с другой стороны, делаем свое сердце способным Божественную Любовь вместить.

Первое соборное Послание заканчивается трепетным призывом, исполненным тревоги и любви: «Дети, храните себя от идолов. Аминь» (см.: 1 Ин. 5, 21). Эти слова – подведение под общий знаменатель всех учений апостола любви. В каком же смысле мы должны хранить себя от идолов?

Идол – это не просто какой-то истукан, образно стоящий у Хорива (ср. Пс. 105, 19), идол даже не то внешнее, что часто нас захватывает, и мы начинаем этим услаждаться, проникаться этим и это любить. Хранить себя от идолов – это значит беречь себя от возможности вляпаться в ложную любовь, самое страшное – создать для себя под воздействием такой любви духовного идола и начать ему поклоняться, считая при этом, что ты поклоняешься Христу.

Учение о хождении во свете не так просто, как кажется на первый взгляд. Каждый из нас может засвидетельствовать это на практике. Если человек оказывается, допустим, в комнате, где будут цветные, например оранжевые, окна на улицу, он может заметить, что его одежда изменила цвет: красная одежда станет оранжевой, золотой цвет превратится в серебряный. Это проверено.

Но если вышесказанное воспринимать как метафору, то что эта метафора будет значить? Если сердце твое излучает ложный свет, то в него истинный свет не войдет, а если войдет, то будет иначе воспринят и понят как нечто другое, как не то, что есть на самом деле. Поэтому покаяние, к которому призывает нас Иоанн Богослов, это и есть необходимость вывести себя из области ложного света, в который не может войти свет истинный. Лучше быть тьмой в этом смысле, потому что «свет во тьме светит», а в ложном свете он светить не будет.

Учение Иоанна Богослова о любви – это краеугольный камень нашего внутреннего делания, то, на чем мы должны постоянно делать акцент. Да, это непросто, мы спотыкаемся, нам не хочется заниматься внутри себя исправлением, но если мы к этому деланию не приступим, то ничего не произойдет, никакой любви к ближнему не будет и мы будем находиться во тьме.

Такая тьма ослепляет человеку глаза (ср. 1 Ин. 2, 11). Имя такой слепоте – духовная смерть. Ее проявление – ненависть к человеку, неприятие его, попытка выставить ближнего за рамки своей жизни. Этими действиями мы, обращаясь к Богу, как бы говорим: «Господи, я, конечно, понимаю, что Ты всех создал для вечной блаженной жизни, для каждого пришел и каждого спас, но я не хочу, чтобы этот человек был в Царствии Твоем, там, куда хочу я войти, я не хочу быть с ним». Ведь это безумие.

Назидаясь учением Иоанна Богослова, будем помнить его слова: «Тот, кто ненавидит брата своего, во тьме ходит и не знает, куда идет». Куда угодно идет, но только не к своему спасению.

Аминь.

Христос Воскресе!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.

 21.05.2023