Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя Неделя, или воскресный день, именуется Неделей по Рождестве Христовом. Мы с вами слышали евангельское зачало о том, что произошло тотчас после рождения Христа (см.: Мф. 2, 13-23). Эти события можно назвать настоящими гонениями на Христа, когда Он еще был Младенцем, когда Он еще не мог говорить, когда Он, по слову пророка Исаии, не мог сказать ни «мать», ни «отец». Мир, лежащий во зле, и диавол воздвигают страшное гонение на Иисуса, пришедшего спасти человеческий род, Ему угрожает смертельная опасность. И Ангел говорит Иосифу: «Беги в Египет». Ему как можно быстрее надо собраться, взять Марию и Сына Ее и бежать в Египет, потому что нависла над святым семейством серьезная опасность. А Ирод, увидев, что волхвы ушли и не дали ему знать, где находится Младенец Иисус, почувствовал себя осмеянным. В гневе он послал убить всех вифлеемских младенцев от двух лет и ниже. Такое злодеяние вполне вписывалось в характер, нравы этого зверонравного, жесткого, кровожадного царя, каким был Ирод Великий.

Интересно, что нигде в светских источниках того времени не говорится о великом злодеянии Ирода – избиении младенцев. Есть труд известного иудейского историка Иосифа Флавия, который жил на рубеже I и II веков. Флавий был иудеем и фарисеем, придворным историком  римского императора Веспасиана, он написал труд «Иудейские древности» (примерно 110-120-е годы). В книге подробно говорится о придворных интригах при дворе Ирода, но, как ни странно, не упоминается о трагедии, которая произошла в Вифлееме.

А произошло нечто страшное: 14 000 младенцев было убито. Но мы должны понимать, что нормальные родители никогда не отдадут воинам своего грудного ребенка для убийства, а это значит, что было убито, уничтожено как минимум еще столько же взрослых людей – родителей. Почему о таком злодеянии молчат историки, как будто ничего не было? Иногда ученые говорят, что, может быть, ошибается евангелист Матфей, он что-то перепутал.

Как ответить на этот вопрос? Иосиф Флавий был фарисеем. Фарисеи ждали своего мессию и ждут его до сих пор. И если бы автор в труде «Иудейские древности» обозначил четко, что такое событие произошло, он обязан был бы указать, ради чего Ирод пошел на такое злодеяние. А ради чего? Причина преступления царя Ирода в том, что он посчитал, что пришел Мессия в мир, и хотел Его погубить. Но, написав об этом, Флавий бы засвидетельствовал перед всеми, что Мессия действительно пришел. А этого он сделать не мог.

Но Мессия пришел. Не такой, каким ждали Его ветхозаветные иудеи, и это подтверждает евангельская история, которая сегодня до нас доводится. Беззащитный Младенец и Дева Мария бегут в Египет, чтобы спастись от зверонравного царя. Конечно, судьбы Божии для нас неисповедимы, но очевидно, что Бога или Христа, пришедшего в нашу жизнь, на первых порах мы должны оберегать, мы должны лелеять, мы должны о Нем заботиться, как заботится садовник о ростке, который пробивается по весне сквозь толщу земли, понимая, что масса опасностей угрожает этому росточку.

Точно так же и человек призывается следить за тем, как приходит и начинает действовать в его сердце Христос. Если соблазниться, если искуситься и сказать: «Он, Спаситель мира, всеведущий, всемогущий, всесильный Бог, Сам должен будет меня защитить», – это значит поставить под угрозу свое спасение. Сможет ли тогда в нашей жизни находиться Христос, это серьезный вопрос.

Как только умирает Ирод-царь и те, кто искали души Младенца, снова Ангел Божий говорит Иосифу: «Возвратись в землю Израилеву». Иосиф, который находился под впечатлением того, что Младенец Иисус есть не кто иной, как Мессия, хотел опять вернуться в Вифлеем, потому что это был город великого царя, как говорит Священное Писание, оттуда пришел царь Давид. Вифлеем находился рядом с Иерусалимом, а Иерусалимским Храм своими богослужениями прообразовывал имеющего прийти в мир Мессию. И для Иосифа было естественно сделать так, чтобы Мессия рос в Вифлееме.

Но как только Иосиф узнал, что в Иудее царствует Архелай, один из старших сыновей Ирода, такой же страшный и жестокий правитель, он убоялся туда идти. И пошел в Галилею, поселился в городе Назарет, как говорит Писание, «да сбудется реченное через пророков, яко Назореем наречется» (см.: Мф. 2, 23). Вот как мудро поступает Иосиф: он понимает, что нельзя искушать Бога, нельзя сделать так, чтобы опять жизнь Младенца подвергалась опасности в Иудее. И он поселяется в своем родном городе – в Назарете.

А в каком пророчестве написано, что Он Назореем наречется? Загвоздка в том, что нет такого текста в Священном Писании. Есть похожие слова, которые толкователи иногда приводят, чтобы доказать, что действительно Иисус был Назореем, но Он не был Назореем. Дело в том, что слово «назорей» созвучно со словом «назарянин», как впоследствии нередко называли Христа жители и Иудеи, и Галилеи, и даже Самарии.

Господь, Всемогущий Бог, попускает Себе в глазах людей выглядеть незнатным, малозначащим и даже уничиженным. Потому что сам по себе галилейский город Назарет в глазах ортодоксальных иудеев из Иерусалима не заслуживал внимания. Неслучайно в Евангелии от Иоанна мы читаем слова Нафанаила: «Может ли что-то доброе быть от Назарета?» (см.: Ин. 1, 46). Он отвечает так апостолу Филиппу на весть о том, что ученики нашли Иисуса из Назарета, о Котором писали Моисей и пророки.

Даже язык, на котором говорили галилеяне, в том числе Христос, так называемый арамейский диалект, раздражал иудеев из Иерусалима, потому что они считали, что на таком плохом, некрасивом языке нельзя произносить ни имена Божии, ни всего того, что связано со спасением и царством Мессии.

Это добровольное уничижение Господь принимает на себя за грехи людские. Он не только поселяется в малоизвестном городе, но Он, Сын Божий, становится Сыном плотника.

Господь попускает такие обстоятельства, чтобы люди, которые услышали в момент Рождества о том, что в Вифлееме родился Спаситель, и прославили Его – и пастыри, и Симеон Богоприимец, и Анна Пророчица, и многие другие – когда избиваются вифлеемские младенцы, поставляются в полную неизвестность относительно Его дальнейшей судьбы. Люди не знают, что с Младенцем Христом, жив ли Он, большинство из них уверено, что Он погиб. А когда Иосиф из Египта возвращается в Назарет, не заходя в Вифлеем, никто не знает, что Младенец Христос вернулся и, никому не известный, растет. Для чего так поступает Бог? Чтобы до времени скрыть от иудеев великую тайну Боговоплощения.

С одной стороны, Святая Церковь, говоря об этих дивных, странных и, конечно, страшных обстоятельствах, настаивает на том, что мы должны быть очень внимательны к промыслу Божию, который совершается в нашей жизни. Мы постоянно должны помнить одну из главных заповедей Христа – не соблазнять своих ближних откровениями, которые входят в нашу жизнь, которыми нам хочется поделиться, но ближние, к сожалению, часто не готовы эти откровения принять. И от поспешности, которой мы страдаем, когда пытаемся ближних «осчастливить», мы делаем только хуже. И окружающие нас люди нередко уподобляются царю Ироду, они готовы сделать так, чтобы не было совершенно в их сердце памяти о Христе.

С другой стороны, сегодняшний день свидетельствует о том, что если Христос, всемогущий Бог, приходит в мир и попускает Себе такие обстоятельства, а Он есть Истина, то есть идет истинным, правильным путем, значит, никакого другого пути нет у христианина. И поэтому если в нашей жизни нет гонений, но есть трудные обстоятельства – болезни, скорби, проблемы – и они постоянно держат нас в напряжении, заставляют нас взывать о помощи к Богу, значит, мы находимся на истинном и спасительном пути.

Всем вам, дорогие братья и сестры, хочется пожелать не страшиться идти тем путем, которым благословляет нас Господь. Скорби, лишения, болезни, отсутствие дома – все это только легкая попытка пройти той дорогой, какой прошел Он. А Господь сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет» (см.: Ин. 12, 26) и «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (см.: Ин. 15, 18).

Идя от Праздника к Празднику, вникая в суть евангельских событий и сравнивая свою жизнь с тем путем, каким прошел Христос и апостолы, мы понимаем, что спокойная и мирная жизнь – это удивительная милость Божия по отношению к нам, которая, к сожалению, нас часто расслабляет, потворствует духовной лени. Но никто не может нам помешать приносить истинное покаяние перед Богом, а самое главное, благодарить Его за то, что мы имеем возможность быть верующими, участвовать в церковных Таинствах и прославлять те евангельские события, которые являются спасительными для каждого из нас.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 30-ю по Пятидесятнице,

по Рождестве Христовом.

 

12.01.2020