Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Великим двунадесятым праздником Вознесения Господня!

Этот праздник не завершает пасхальную радость, а в определенном смысле ее усиливает и выводит для каждого из нас на глобальный уровень. Неслучайно то, что связано с праздником Вознесения, и в текстах Священного Писания: в книге Деяний апостольских и в Евангелии от Луки, и в текстах богослужебных молитвословий буквально пронизывает верующего человека сознанием той радости, которую испытали апостолы, когда Господь вознесся на Небо.

Ученики, правда, не сразу ее испытали, они были настолько ошеломлены Вознесением, что долго стояли и смотрели в небо. Тогда явился им ангел и сказал: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас, таким же образом приидет» (см.: Деян. 1, 10-11). Евангелие от Луки говорит, что тогда апостолы с великой радостью возвратились в Иерусалим, славя и хваля Бога (см.: Лк. 24, 52).

Пожалуй, самое главное – эту нить радости не терять верующему человеку. Мы всегда радуемся тому, что в жизни у нас есть и что нам доставляет чувство счастья. Если мы теряем из виду то, что есть, забываем про это или не нуждаемся в этом, то, соответственно, этому радоваться не можем. Поэтому, если мы радуемся о Господе, значит, Он в нашей жизни есть. А если этой радости не испытываем, то, что бы мы себе ни говорили, Он для нас как бы не существует.

И это очень важный момент, который Святая Церковь пытается для нас донести через необходимость исполнения заповедей Божиих. Когда мы их исполняем, самое главное не то, что мы чего-то достигаем, а то, что в момент исполнения этих заповедей мы находимся в общении с Господом, то есть в Богообщении, а это самое важное и ценное, что у нас в жизни вообще быть может.

С одной стороны, когда человек пребывает в общении с Господом, поскольку Господь благ, он эту благость испытывает, даже находясь в тяжелых обстоятельствах. С другой стороны, если человеку хорошо на земле, именно на земле, со всеми вытекающими отсюда последствиями, он забывает о Господе и перестает радоваться тому дару спасения, который Господь принес, он перестает его чувствовать.

О том, насколько это и просто, и сложно повествует нам книга Деяний. Воскресший Христос является апостолам, они не верят от радости в то, что это Он, Господь их убеждает: «Это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (см.: Лк. 24, 39). После этого уверения воскресший Господь в течение сорока дней пребывает с апостолами, учит их тайнам Царства Небесного, то есть со всей очевидностью открывает им законы спасения, законы духовной жизни. Он учит их, дает им важнейшее откровение о том, что есть Царство Божие, сорок дней – это совсем немало!

Но апостолы заражены неправильным, искаженным восприятием того, что есть Царство Мессии. Восприняв с молоком матери иудейскую ветхозаветную ментальность, они убеждены, что Мессия – это священный царь и самое главное, что Он должен сделать, это свое земное царство открыть. Воскресший Христос после сорока дней ведет на Елеонскую гору апостолов, которые уже имеют дар разуметь Писание, и они Его спрашивают: «Господи, не в сие ли время восстанавливаешь Царство Израилю?» (см.: Деян. 1-9).

О чем это? Конечно, Господь был очень смиренным человеком. Он мог бы сказать им: ничего вы не поняли, что же вы такие глупые! Но Он отвечает: «Не ваше дело знать времена и сроки». А потом Христос возносится на небо и, когда Он это делает, для учеников вдруг открывается то, что им Господь говорил, чему их учил, они получают четкое представление о том, что есть Царство Божие на самом деле, и начинают радоваться.

Какое это отношение имеет к нам? Самое непосредственное, потому что мы проживаем жизнь, зараженные своим представлением о том, что есть Царство Божие на земле, как оно должно смотреться, чувствоваться – комфорт, уют, вкусная еда, все остальное, отсюда вытекающее. Господь говорит нам год, пять, десять, двадцать лет о том, что есть Его Царство Небесное, а мы постоянно его спрашиваем: «Господи, не в сие ли время Ты восстанавливаешь для нас царство Свое на земле, когда мы наконец-то начнем сладко жить?».

Господь говорит: «Не ваше дело!» Он хочет сказать: самое главное – подвизайтесь в деле исполнения заповедей Моих, главнейшая из которых есть покаяние. Если вы это будете делать постоянно, если будете пытаться входить в Царство Божие с усилием, Я дам вам времени столько, сколько нужно, для того, чтобы вы уяснили, что есть Мое Царство на самом деле.

У святых отцов мы находим важные рассуждения о том, почему человеку дается иногда так много времени для жизни. Именно для того, чтобы это неправильное ощущение, понимание, представление о том, что есть Царство Божие, с течением времени под гнетом исполнения заповедей Христовых выветрилось, чтобы он стал чистым и свободным для принятия того, что есть Его Царство на самом деле.

Благословение, которым Христос осеняет апостолов, когда возносится на небо, это есть не что иное, как благословение над всею Церковью, чтобы мы этим самым главным делом занимались. И чем дольше мы им будем заниматься и иметь постоянство, тем большую радость будем иметь о Господе, потому что для нас будет открываться, что Его Царство – это не царство, которое мы для себя придумали. Оно несравнимо и несопоставимо ни с чем, и даже легкое, мимолетное прикосновение сердцем к тому, что есть Его Царство, будет радовать нас, и мы будем предвкушать блаженство. А все то, что мы имеем на земле, это лишь хорошее подспорье для того, чтобы это Царство приобрести.

Аминь.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Вознесения Господня.

 25.05.2023