Всех вас, дорогие братья и сестры, с Неделей всех святых! 

В первую Неделю святой Пятидесятницы мы чествуем угодников Божиих, которые своею жизнью смогли достичь цели христианской жизни, смогли сделать так, чтобы Бог Дух Святой пришел и вселился в них, сотворив их Себе храмами.

Когда мы рассуждаем о святости, о том, что это такое, иногда мы входим в неправильное русло. Святой человек – это прежде всего тот, кто спасся. И если все мы уготованы ко спасению, это значит, что думать о святости каждому из нас, по сути дела, есть не что иное, как думать о своем личном спасении. И если в свете вышесказанного мы проводим раздел, говорим себе, что одно дело – святые, а другое дело – я и мое спасение, мы совершаем ошибку.

Иными словами, высокая планка духовной жизни святых предназначена и для нас. Если мы не хотим, не дерзаем этого делать или пытаемся эту высоту из жизни убрать, рассуждая о том, что мы каким-то другим, ведомым для нас способом сможем войти в Царство нашего Господа, то снова сильно ошибаемся.

В чем заключается отличие святых от нас? Наверное, у всех на слуху слова преподобного Серафима Саровского о том, что святые отличаются от нас решительностью. А в чем она должна выражаться или по отношению к чему? Прежде всего это решительность против самого себя ветхозаветного, решительность обличить в себе грех, решительность сказать перед Господом-Сердцеведцем и себе честно признаться в том, кто я есть на самом деле.

Сегодняшнее зачало евангельское, положенное в Неделю всех святых, также говорит об этом (см.: Мк. 8, 34-38). Начинается оно со слов Господа: «Кто постыдится Меня в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Своей… Кто любит отца или мать, ребенка или жену больше Меня, недостоин Меня». Апостол Петр спрашивает тогда: «Господи, вот мы все оставили и пошли вслед за Тобой, что будет нам там, в пакибытии?». И получает ответ: «Те, кто оставили братьев, сестер, жен, отцов, матерей ради Меня, сторицею и в сем веке примут, и в будущей жизни живот вечный наследуют» (см.: Мф. 19, 27-30).

Почему в Неделю всех святых полагается это зачало? В отличие от нас, они не были человекоугодники, и решительность их во многом была направлена на борьбу с этой страстью. Как это ни странно звучит, но практически вся наша греховность завязана на человекоугодии, ведь мы, хотим или не хотим, погружены в социум. Словами сегодняшнего Евангелия Христос предостерегает нас от погружения в эгоистическую любовь, потому что человекоугодие определяется часто именно нашим эгоизмом, который требует постоянного удовлетворения через любовь к нам и ближних, и дальних. И если это не получается, мы часто лезем из кожи вон, чтобы доказать, что все-таки мы хорошие, достойные, просто нас не замечают. Большинство своих дел, действий и даже мыслей мы сопоставляем с тем, что о нас скажут другие. И при этом абсолютно забываем подумать о том, как на это смотрит Господь.

Но Господь, говоря о святости, о том, что мы во что бы то ни стало должны исполнить Его заповеди, ставит важный акцент на делании внутреннем, потому что внешне можно сколько угодно в жизни домов, ближних, имений оставить, не изменив сердечных намерений. А Он смотрит только на сердце. Для Него мы абсолютно прозрачны и понятны, и пытаться с Господом играть в игру под названием «православие», которое как бы свидетельствует, что я исполняю заповеди, не получится. Господь приучает нас к сердечному предстоянию перед Ним, которым и открывается святость, именно через эти заповеди: «Кто постыдится в роде сем, прелюбодейном и грешном, Меня, того постыдится и Сын Человеческий». Ведь стыд – принадлежность исключительно сердечная.

В евангельских заповедях Христа (Евангелие от Матфея, Нагорная проповедь) акцент также стоит на внутреннем делании, на том, чтобы мы жили здесь жизнью сердца. Например Господь говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, закрой за собой дверь и помолись Отцу, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 6). О чем эта заповедь? Не только о том, что надо закрывать за собой дверь при молитве. Следует понимать, что, когда перед Господом стоишь, ты должен быть таким, какой ты есть. А таким ты становишься, когда уверен, что тебя никто не увидит, то есть когда ты войдешь в комнату и закроешь дверь на замок.

Навык предстояния перед Господом в простоте сердечной по-человечески для каждого из нас должен быть понятен. «Будьте как дети», – говорит Христос (см.: Мф. 18, 3). Простота дает ребенку чувствование и духовную интуицию, что он насквозь, как лазером, просвечивается своими родителями и пытаться быть перед ними не таким, какой он есть на самом деле, бесполезно и опасно. Так же мы должны ходить пред Господом. И если этот навык развивать, мы обязательно станем на стезю всех святых. Окрепнув в нем, мы не будем бояться исповедовать Господа в роде сем, прелюбодейном и грешном. Нам будет не страшно, а, наоборот, блаженно, потому что за этим исповедованием мы всегда будем чувствовать Его присутствие, Его силу, Его Духа Святаго, храмами Которого мы должны стать через должную подготовку.

В сегодняшний день всем вам, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы простые, понятные, не требующие объяснений заповеди Божии принимались нами не только к слышанию, но к исполнению. И, исполняя их, мы бы восходили от силы в силу к нашему Господу и Его Небесному блаженному Царству.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых.

 11.06.2023