С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня третья Неделя по Пятидесятнице, мы с вами слышали евангельское зачало, которое именуется святыми толкователями учением о промысле Божием. Начинается Евангелие со слов: «Светильник для тела есть око, итак, если око твое будет чисто или просто, то все твое тело будет светло, а если око твое будет зло, то все тело будет темно» (см.: Мф. 6, 22-34).

Но перед этим Господь произносит очень важные слова, и именно в контексте этих слов мы должны рассматривать притчу, рассказанную Христом. Сначала Спаситель призывает верующего человека не искать себе сокровищ на земле: «Ищите себе сокровище на Небе, потому что там, где сокровище ваше, будет и сердце ваше» (см.: Мф. 6, 19-21). И далее следуют слова: «Светильник для тела есть око…».

Почему это важно? Господь не безотносительно давал поучения, которые бы развлекали ум человеческий, нагружали бы его, как сказал бы современный человек, и, размышляя об этих притчах в разных преломлениях, мы убегали бы от деменции, конечно, нет. Спаситель воплотился, пришел и на понятном языке говорил только то, что необходимо нам для наследования спасения.

Если сокровищем нашего сердца не станет Небо и не станет Бог, то, даже оказавшись в Царствии Божием, помещенные туда, мы не сможем воспринимать его как рай, потому что местом блаженства может быть только то место, где все согласно с твоей волей. Все, что ты хочешь, исполняется – вот там ты счастлив и блажен. Но если твоя воля и воля Божия – это разные вещи, они направлены по разным векторам, а в Царствии Божием будет только Бог и Его воля, то какое же наслаждение будет для тебя там, где ты будешь видеть только то, что ты не хочешь? Поэтому если не озаботиться тем, чтобы сокровищем нашего сердца стал Бог и Небо, все остальное абсолютно бесполезно.

И вот в этом смысле для нашей души оком является ум. Ум чистый и ум простой просветляет. Но и здесь говорить о том, что что-то просветляется или затемняется, нельзя безотносительно, потому что у каждого свои понятия о свете и о темноте. На евангельском языке чистое сердце, светлый ум означают выбор человеком Бога, то есть если по-Божиему – это светло, а если не по-Божиему – это темно или зло. И Спаситель хочет сделать так, чтобы еще здесь, на земле, мы жили по-Божиему. А что это значит?

Сегодняшнее Евангелие отвечает на этот вопрос. Если в простоте сердечной и здравомыслии посмотреть на то, что происходит вокруг нас, в миробытии, то мы не можем не заметить, что все абсолютно управляется Богом и исключительно Им. Мы смотрим на прекрасные цветы, которые вдохновляли гениальнейших художников, поэтов, композиторов писать произведения высокого искусства, а ведь они только взирали на ту красоту, которую сотворил Господь.

Кто из нас в последнее время был голодный или очень хотел пить? Вряд ли найдется такой человек. Мы бьемся часто как рыба об лед для того, чтобы заработать деньги, обеспечить себя, свою семью всем необходимым, чтобы все были сыты и довольны. Но если Господь отнимет Свое благословение, что бы мы ни делали, может оказаться так, что нам будет и хо́лодно, и го́лодно.

Жить по-Божиему – это значит видеть прежде всего во всем том, что нас окружает, промысл Божий. Не сразу это получится, не каждый человек к этому готов. И чтобы подготовиться увидеть перст Божий, постоянно ведущий нас в Царство Божие, человек призывается к определенным ограничениями себя, к воздержанию или аскетизму. Господь говорит: «Не пекитесь о завтрашнем дне, не говорите: что нам есть, что пить, во что одеться, – потому что всего этого ищут язычники». Конечно, хочется иногда что-то поискать: во что бы одеться, что бы поесть и что бы попить, но Господь говорит: вот здесь не должно быть у вас развлечений.

Молитва, которую дал нам Господь: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – четко регламентирует, что мы должны просить у Бога – только хлеб насущный, то есть только необходимое для поддержания нашего естества. А что дальше? Господь говорит, что душа больше тела. Но если телу будет даваться в определенном смысле превосходство, то что будет с душей? Вряд ли что-то хорошее. И поэтому Господь просит ограничить телесные потребности только необходимым для того, чтобы не спала душа, чтобы она была не мертва, чтобы она проснулась. А проснувшись, начала искать Царство Божие.

Золотой закон спасения: «Ищите сначала Царство Божие и правды его, и все остальное приложится вам», – никто из тех, кто хочет в Царство Божие войти, не сможет отменить. Потому что этот закон дал нам Законодатель, Тот, кто лучше нас знает, что есть на самом деле Царство Божие и как в это Царство Божие войти.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, когда неспокойная обстановка вокруг нас, наверное, все-таки стоит каждому из нас задуматься о том, что все в руках Божиих. Стоит задуматься о том, что все, что бы в нашей жизни ни происходило или ни будет происходить, должно предваряться нашей молитвой. Не когда гром грянет, нужно креститься, а во главу угла ставить молитву, она прежде всего, а потом все остальное.

Если будет так в нашей жизни, то мы увидим, что сердце само тянется к простоте: чистота, которая начнет осенять наше сердце, начнет открывать для сердца Бога. А когда увидишь Бога, тогда то, ради чего все ты делаешь и ради чего ты здесь, совсем по-другому начнет пониматься. И тогда заповедь Господня: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (см.: Мф. 5, 8), – откроет для нас не только Бога, но и Царство Небесное, откроет для нас то, что в Царство Божие очень несложно входить, только нужно слушаться Господа, слушать Его святые заповеди и исполнять их.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

25.06.2023